Азия
Декоративно-прикладное искусство Япония

Япония

Декоративно-прикладное искусство

К произведениям японского декоративно-прикладного искусства традиционно относят лаковые, фарфоровые и керамические изделия, резьбу по дереву, кости и металлу, художественно украшенные ткани и одежду, произведения оружейного искусства и т. д. Специфика произведений декоративно-прикладного искусства состоит в следующем: они имеют, как правило, сугубо практическое, утилитарное применение, но при этом играют еще и чисто эстетическую роль, служа украшением повседневной жизни человека. Эстетика окружающих предметов для японцев была важна не менее, чем их практическое назначение: любование красотой. Более того, для традиционного сознания японцев свойственно особое отношение к красоте как одной из загадок мироздания. Красота для японцев — это явление, выходящее за пределы нашего обыденного мира, который можно описать словами и понять рассудком. Современная западная культура чем дальше, тем больше пытается свести человеческую жизнь к рамкам рассудочного, бытового мировосприятия, где господствуют законы так называемого «здравого смысла». Для японцев же, несмотря на их крайнюю практичность и прагматичность в делах житейских, обыденный, материальный мир, безусловно, воспринимался как иллюзорный и преходящий. И что за его гранью находится другой, непроявленный мир, который принципиально не поддается меркам «здравого смысла» и который нельзя описать словами. Там обитают высшие существа, с ним связана загадка жизни и смерти, а также многие тайны бытия, в том числе и принципы красоты. Тот мир отражается в нашем, как луна в водной глади, отзываясь в душах людей острым и щемящим ощущением прекрасного и загадочного. Тех, кто не способен увидеть и по достоинству оценить эту тонкую и многогранную игру смыслов и оттенков красоты, японцы считают безнадежными, грубыми варварами.

Для того чтобы утвердиться в своей сопричастности трансцендентному миру, японцы (прежде всего — элита, аристократия) придавали огромное значение ритуальным действиям, и особенно их эстетической стороне. Отсюда происходят церемонии любования цветом сакуры, алыми кленами, первым снегом, восходами и закатами, а также поэтические состязания, аранжировка цветов (икебана), театральные постановки и т. д. Даже таким простым житейским ситуациям, как питие чая или сакэ, встреча гостей или вступление в интимную близость, японцы придавали значение мистического действа. Предметы быта при этом попутно играли роль ритуальных атрибутов. Мастера, создававшие такие предметы, стремились придать им безупречный эстетический облик. Например, многие чаши для чайной церемонии, на первый взгляд, грубые и неровные, ценились необычайно высоко прежде всего за то, что несли на себе печать «потусторонней» красоты, они словно вмещали в себя целую Вселенную.

Это же в полной мере относится и ко многим другим произведениям декоративно-прикладного искусства: фигуркам, — нэцкэ, коробочкам — инро, лаковым изделиям, изящным косодэ (кимоно с коротким рукавом) с изысканным и прихотливым декором, ширмам, веерам, фонарям и, особенно, традиционному японскому оружию. Практическое воплощение традиционных эстетических принципов в японском декоративно-прикладном искусстве мы рассмотрим на примере японских художественных мечей.

Для любого японца меч — это предмет почти что религиозного преклонения, мистическим образом связанный не только с судьбой нынешнего хозяина, но и целыми поколениями владевших им воинов. Более того, многие мечи считаются одушевленными — у них есть своя душа, своя воля, свой характер. С древнейших времен меч служил символом власти, символом самурайского боевого духа и был связан как с синтоистскими, так и с буддийскими культами. Процесс ковки меча приравнивается к религиозному таинству, к синтоистской мистерии. Кузнец-оружейник, приступая к ковке меча, выполняет строгие ритуальные действия: соблюдает пост, совершает очистительные омовения, возносит молитвы к богам-ками, которые незримо помогают и направляют его работу. В созданный меч вселяется дух ками, поэтому меч должен быть безупречным во всех отношениях.

Действительно, японские традиционные мечи обладают особыми качествами, как боевыми, так и эстетическими; созерцать и любоваться хорошим мечом знатоки могут бесконечно долго, как подлинным произведением искусства со множеством неповторимых деталей. Считается, что японский меч обладает «четырьмя видами красоты»: 1) изящной совершенной формой (существует множество вариантов формы меча; как правило, японские клинки имеют одно лезвие и изящный изгиб; однако встречаются клинки обоюдоострые и прямые); 2) особой структурой стали, образуемой при ковке (например, на одних клинках образуется рисунок, напоминающий слоистую структуру кристалла или дерева, на других проступают мелкие или крупные «зерна», придающие стали иллюзию прозрачности); 3) особой сияющей линией (хамон), образующейся вдоль лезвия в результате закаливания клинка (есть много разновидностей хамон — некоторые напоминают острые горные пики, другие — плавно вздымающиеся волны, третьи — причудливые облака и т. д.); 4) тщательной полировкой, придающей клинку специфическое сияние и блеск. На некоторых клинках вырезались также рельефные фигуры драконов, самурайские гербы, отдельные иероглифы и т. д. На хвостовиках многих клинков их создатели вырезали каллиграфические надписи, иногда инкрустировавшихся драгоценными металлами.

Особое значение придавалось также и монтировке меча, состоящей из довольно большого числа отдельных деталей, многие из которых являются самостоятельными произведениями искусства. Рукоять меча вырезалась из дерева магнолии, потом обтягивалась кожей ската или акулы и оплеталась шелковым или кожаным шнуром. Гарда меча (цуба) служила главным украшением рукояти. Цуба могла быть разной формы (круглой, овальной, квадратной, трапециевидной, формы цветка хризантемы и т. д.), их ковали из железа, меди, бронзы, многие были украшены серебром, золотом или специфическими японскими сплавами. Каждая цуба имела свой неповторимый декор (прорезные силуэты, гравировка, инкрустация, накладки из различных металлов в виде драконов, рыб, всевозможных животных, людей, богов, цветов, деревьев) и была, фактически, произведением ювелирного искусства. Как и клинки, многие цубы украшались иероглифическими подписями создававших их мастеров. Кроме цубы рукоять имела еще несколько декоративных элементов, в том числе маленькие металлические фигурки — мэнуки, располагавшиеся под шнуром. Мэнуки, часто украшавшиеся серебром и золотом, могли иметь самые причудливые формы: дракон, играющий с жемчужиной; луна в облаках; человек, спящий на цветке павлонии; демон — тэнгу; морской рак или насекомое. Мэнуки играли роль амулетов, кроме того, не давали рукояти меча выскальзывать из ладони воина. Много внимания уделялось и эстетике ножен. Ножны обычно вырезали из дерева и покрывали лаком — черным, красным, золотым. Иногда их обтягивали полированной кожей ската или металлическими пластинами; иногда — вырезали из слоновой кости или инкрустировали перламутром, золотой или серебряной насечкой и т. д. Ножны многих мечей имели особые пазы для небольших ножей — когатана и когаи (метательная шпилька), которые также имели свой декор. На ножнах могли присутствовать украшения, аналогичные тем, что имелись на рукояти, создавая, таким образом, единый стиль декоративного оформления меча — например, был распространен мотив с драконами или морскими обитателями. Кроме того, ножны многих мечей (особенно тати, носившиеся на особых подвесках лезвием вниз, в отличие от катана, что затыкались за пояс лезвием вверх) были украшены роскошными шелковыми шнурами с кистями и декоративными узлами. По цвету, форме и убранству ножен можно было судить о ранге самурая; кроме того, в ряде случаев этикет предписывал особый тип ножен: например, на похороны самураи приходили с мечами в простых черных ножнах, лишенных каких-либо украшений. Представители высшей аристократии имели мечи в золоченых ножнах, богато отделанных драгоценными камнями.

В Японии издавна существовало множество фамильных школ оружейников, занимавшихся ковкой клинков, их полированием, изготовлением ножен и украшений для меча, производством луков, стрел, колчанов, доспехов и шлемов. О мастерстве многих оружейников (таких, например, как Масамунэ, жившем в конце XIII— начале XIV в.) ходили легенды, их считали волшебниками, общающимися с духами-ками, а творениям их рук приписывали магические свойства.

С глубокой древности известны в Японии лаковые изделия, их остатки находят в археологических памятниках эпохи Дзёмон. В условиях жаркого и влажного климата лаковые покрытия защищали деревянные, кожаные и даже металлические изделия от разрушения. Лаковые изделия в Японии нашли самое широкое применение: посуда, домашняя утварь, оружие, доспехи и т. д. Лаковые изделия служили также украшением интерьеров, особенно в домах знати. Традиционные японские лаки — красный и черный, а также золотистый; к концу периода Эдо началось производство желтого, зеленого, коричневого лака. К началу XX в. был получен лак белого, голубого и фиолетового цвета. Лак наносится на деревянную основу очень толстым слоем — до 30—40 слоев, затем полируется до зеркального блеска. Существует много декоративных техник, связанных с использованием лака: маки-э — использование золотой и серебряной пудры; уруси-э — лаковая живопись; хёмон — сочетание; лаковой живописи с золотой, серебряной и перламутровой инкрустацией. Японские художественные лаковые изделия высоко ценятся не только в Японии, но и на Западе, их производство процветает и по сей день.

Особое пристрастие испытывают японцы к керамическим изделиям. Наиболее ранние из них известны по археологическим раскопкам и относятся к периоду Дзёмон. На развитие японской керамики и, позже, фарфора значительное влияние оказали китайские и корейские технологии, в частности, обжига и цветного •глазурного покрытия. Отличительная черта японской керамики — мастер внимание уделял не только форме, декоративному орнаменту и цвету изделия, но и тем тактильным ощущениям, которые оно вызывало при соприкосновении с ладонью человека. В отличие от западного японский подход к керамике предполагал неровность формы, шероховатость поверхности, разбегающиеся трещинки, потеки глазури, отпечатки пальцев мастера и демонстрацию природной фактуры материала. К художественным керамическим изделиям относятся, прежде всего, чаши для чайных церемоний, чайники, вазы, горшки, декоративные блюда, сосуды для сакэ и т. д. Фарфоровые изделия представляют собой, в основном, тонкостенные вазы с изысканным декором, чайные и винные сервизы и разнообразные статуэтки. Значительная часть японского фарфора специально изготовлялась на экспорт в страны Запада.

Туризм, отдых, путешествия, полезные сайты:

СПА отели, СПА процедуры, СПА центры Spadelux.ru
История Москвы, москвоведение Moscowmsk.ru
История СПб, петербурговедение Peterlife.ru
Политика, политики, политология Politicwar.ru
Занимательная география World-Tours.ru


просмотров: 1833
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
ANTIQUE CHINESE CARVED SPINACH GREEN JADE HAIRPIN

$4.59
End Date: Friday Feb-8-2019 2:53:51 PST
Buy It Now for only: $4.59
|
Small Glass Bottle with Snuff Spoon Strong Vial Pocket W Mini Funnel - Bullet...

$0.99
End Date: Saturday Feb-16-2019 4:06:43 PST
Buy It Now for only: $0.99
|
China handcarved green jade Water drop shape Pendant necklace

$2.84
End Date: Monday Feb-18-2019 2:46:39 PST
Buy It Now for only: $2.84
|
BEAUTIFUL-CHINESE-NATURAL-GREEN-COLOR-JADE-CARVED-JADE-PENDANT-Dragon

$2.99
End Date: Monday Jan-28-2019 19:31:44 PST
Buy It Now for only: $2.99
|
 
 Тбилиси за неделю. Путеводитель (+ карта)
Тбилиси за неделю. Путеводитель (+ карта)
Путеводитель "Тбилиси за неделю" - это первое издание о грузинской столице после распада СССР. Это еще и новый удобный формат с многочисленными фотографиями и подробными картами маршрутов.
Составители путеводителя попытались представить полезную и интересную информацию об истории, традициях, легендах и героях главного города Грузии и его близлежащих окрестностей.
Современная Грузия, и в первую очередь ее столица - страна контрастов. Для людей, бывавших здесь во времена Советского Союза, многое в нынешней жизни грузинской столицы может шокировать. Это и большое количество попрошаек на фоне роскошных бутиков, и кварталы ужасающей разрухи рядом с ультрасовременными постройками, это и радушное отношение большинства грузин к российским туристам с наличием в городе Музея оккупации.
Однако можно с полной уверенностью сказать, что, побывав здесь один раз, вы непременно захотите вернуться сюда еще.

Размер карты: 34,5 см х 39 см....

Цена:
582 руб

Алексей Мухранов Прогулки по Грузии
Прогулки по Грузии
Алексей Мухранов, историк по образованию и петербуржец по паспорту и состоянию души, хорошо известен многим из тех, кто пытался самостоятельно спланировать поездку по Грузии: уже много лет он работает экскурсоводом в этой стране и пополняет собственный сайт о ней.

Путеводитель содержит информацию, которая поможет сориентироваться не только на местности, но и в грузинской действительности иного рода: в гастрономии, виноделии и среди людей. Внутри вы найдете указания на самые достойные кафе, обзор курортных мест и винодельческих хозяйств. Таким образом книга сэкономит изрядное количество времени и поможет получить наибольшее количество впечатлений наивысшего качества....

Цена:
269 руб

 Абхазия. Страна души. Путеводитель. Выпуск 3
Абхазия. Страна души. Путеводитель. Выпуск 3
Не столь важно, что придает вам решимости - желание увидеть утопающие в зелени необыкновенной красоты горы, бурлящие реки, неповторимые изумрудные озера, или вам просто захотелось поплескаться в море и посмотреть на удивительных свидетелей древнейшей христианской истории - на абхазские храмы. Возможно, вас тянут в Абхазию ностальгические воспоминания детства, может быть, - рассказы друзей, не исключено - просто жажда освоения новых мест. Но в любом случае, вы выбрали незабываемый маршрут....

Цена:
205 руб

Инна Калинина, Михаил Калужский, Мария Кувшинова, Ольга Уткина Израиль. Путеводитель "Афиши"
Израиль. Путеводитель "Афиши"
Путеводители "Афиши" по городам мира - первая серия отечественных непереводных путеводителей - издаются с 2000 года.
Авторы путеводителей "Афиши" либо постоянно живут в городе, о котором пишут, либо часто бывают в нем и поэтому могут говорить с позиции любящего свой город жителя. Путеводители "Афиши" рассказывают обо всем самом важном и интересном, что происходило в городах с момента их основания и до сегодняшнего дня: от осуществления грандиозных архитектурных проектов до введения нового расписания ночных автобусов. В каждом путеводителе "Афиши" подробно описаны не только основные туристические маршруты, но и самые примечательные точки городской жизни: рестораны, клубы, театры, магазины.
Тщательно проверенная практическая информация помогает найти ответы на все вопросы о поездке - начиная с того, когда стоит ехать, где жить и сколько взять с собой денег, и заканчивая тем, как разобраться в меню ресторана и где найти дежурную аптеку....

Цена:
683 руб

Яровинская Т. Израиль (+ DVD-ROM)
Израиль (+ DVD-ROM)
Путеводитель от главного путешественника России!
Преимущества книг этой серии:
  • Максимальный охват городов по каждой стране.
  • Около 1000 качественных фотоиллюстраций в каждой книге!
    Удобства:
  • Легкая навигация в материале с помощью содержания, схем и указателей.
  • О каком бы месте ни шла речь - всегда есть информация о том, как до него добраться самостоятельно.
  • Даны подробные маршруты пешеходных прогулок по всем мало-мальски значимым городам. А ко всем маршрутам - есть карты....

  • Цена:
    444 руб

    Годзюон
    Годзюон
    В этой книге сорок шесть небольших новелл - по числу знаков японской азбуки. В этих новеллах - живые впечатления человека, оказавшегося в новой, непривычной среде, но, может быть, именно этим они и интересны. Свежий взгляд подчас остро подмечает то, что не видит взгляд привычный.
    Эта книга - не научный трактат о современной Японии. Это - первое знакомство с ней.
    Годзюон - японская азбука. Ведь азбука - самое первое, что изучает человек, начинающий постигать мир.

    Для широкого круга читателей....

    Цена:
    439 руб

    Планета чудес и загадок
    Планета чудес и загадок
    Миллионы лет лик нашей планеты формировался под воздействием ураганов, землетрясений, потоков и ледниковых периодов. Так появились острова, горы, реки и джунгли. Но есть и другие чудеса - гармонично вписанные в природный пейзаж архитектурные памятники: храмовые комплексы, королевские дворцы, святые обители и целые города. Живописные ландшафты обрастали красочными легендами. Поэтому история многих чудес света, таких, например, как Кносский дворец с его лабиринтами на острове Крит, переплетается с древними мифами. Другие же, как город Копан племени майя в Центральной Америке, дразнят нас своими еще не разгаданными тайнами. Из поколения в поколение передаются предания о древних ритуалах майя, многие из которых соблюдаются и поныне. На страницах этой замечательной книги вы найдете богато иллюстрированные описания чудесных и загадочных мест, столетиями привлекавших многочисленных путешественников и исследователей. Там паломники, воины и поэты, завороженные красотой или уединенностью или и тем и другим вместе, надеялись постичь истину и обрести покой....

    Цена:
    2004 руб

    Япония 1987. Ежегодник
    Япония 1987. Ежегодник
    Очередной выпуск ежегодника знакомит с последними результатами научных исследований и мнениями японоведов по широкому кругу проблем современной Японии. В нем освещаются наиболее актуальные вопросы внешней и внутренней политики Японии, проблемы экономики, социально- экономического положения трудящихся страны, экологии, социологии, идеологии, культуры и т.д.
    В ежегоднике публикуются научно-техническая и социальная информация, статистические данные по экономике страны....

    Цена:
    242 руб

    Е. Путилов Азия roadbook. Автостопом без гроша
    Азия roadbook. Автостопом без гроша
    АЗИЯ ROADBOOK. АВТОСТОПОМ БЕЗ ГРОША - документальная хроника уникального путешествия через современный фронтир - страны Ближнего Востока и Иран. Это не только увлекательный травелог, это еще и честный репортаж о том, чем стал мир вокруг нас после десятилетий глобализации, о том, что произошло с так называемым "третьим миром" и о скрытых законах, управляющих жизнями миллионов людей. То, как это увидел московский парень 23-х лет - рожденный в СССР и выросший в распадающейся России 90-х. Это книга о том, что невозможное возможно, а чудеса случаются даже в 21-м веке, стоит лишь выключить телевизор и поверить в себя....

    Цена:
    260 руб

    Путешествие по стране Руставели Ich Weiss ein Georgien
    Путешествие по стране Руставели
    Автор делится своими впечатлениями об увлекательном путешествии по "стране Руставели", как он называет Советскую Грузию. Большое место в книге уделяется рассказу об истории и культуре Грузии, о тесных культурных связях грузинских и русских писателей и поэтов. Но главная тема книги - это показ сегодняшней Грузии, ее успехов в социалистическом строительстве, описание быта и нравов ее населения....

    Цена:
    449 руб


    2013 Copyright © AsiaRoad.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
    Яндекс.Метрика