Азия
Секреты китайских хризантем 002

Китай

Секреты китайских хризантем

 

Наши знания о китайской бизнес-культуре размыты, что не в последнюю очередь объясняется своеобразной “многоукладностью” китайской управленческой практики, подверженной множественным культурным влияниям. Среди них и пользующиеся огромной популярностью среди китайской молодежи западно-ориентированные программы MBA, и догматы каждого из “четырех поколений руководителей КНР” нынешнего и предыдущего веков, и влияние стоящих между Западом и Востоком мощнейших экономик ассимилированного Гонконга и пока независимого Тайваня.


С нашей точки зрения, все эти новейшие напластования скрывают главное - деловые практики и характеристики поведения, заложенные в китайской культуре века назад и превалирующие в поведении высокопоставленного руководителя шанхайской компании, сколько бы курсов о лидерстве и мотивации он ни прослушал. Вооружившись китайским метафорическим стилем формирования управленческих моделей, эти неочевидные характеристики можно уподобить нескольким лепесткам хризантемы (одного из самых любимых цветов в Китае), скрытым от посторонних взглядов в центре цветка десятками других лепестков. Каждый из этих “лепестков” имеет значение для понимания поведения китайцев, но наиболее важны лишь несколько из них. Какие и сколько? Ответ следует искать в глубокой древности.


Подобно тому как традиция китайской письменности не прерывается на протяжении нескольких тысячелетий, предыстория современных управленческих моделей Поднебесной ведет нас - опираясь на более привычную европейскую временную шкалу - к досократовским временам. Живший около двух с половиной тысячелетий назад китайский интеллектуал, которого сегодня мы знаем по имени Конфуций, обобщил то, что он назвал “уроками китайской истории”, и оставил это потомкам в виде следующих основных принципов практической, то есть предназначенной для повседневного использования, этики:


1. Стабильность общества основывается на неравных отношениях между людьми.
2. Семья является прототипом любой социальной организации.
3. Добродетель в отношении к другим предполагает обращение с ними так, как хотелось бы, чтобы они обращались с вами.
4. Достойно прожитая жизнь должна состоять из стремления к приобретению умений, образования, постоянного труда, умеренности в расходах, терпеливости и настойчивости.


В нашей модели эти четыре принципа “расцвели” восемью лепестками - ценностями китайской модели мира, каждый из которых хотя и отражает поведение сегодняшних китайцев, напрямую связан с конфуцианским наследием, спрятанным в толще прочих дезориентирующих нас лепестков.


Среди этих “дез-ориентиров” можно найти, например, миф о хитрости китайцев или представление об их чрезвычайной “мудрости”. Такие мифы рождаются в результате поверхностного восприятия поведения китайцев и непонимания реальных мотивов их действий и движущих ими ценностей.
Восемь - это одно из наиболее почитаемых чисел в китайской нумерологии, знак благополучия и одновременно бесконечности. Поэтому восемь перечисленных ниже ценностей, проявления которых без особого труда были обнаружены нами в процессе попыток проведения структурированных интервью с китайскими руководителями, могут вполне претендовать на обоснование и прочих особенностей китайской деловой культуры. Вот эти ценности:
1. Иерархия.
2. Организация - семья.
3. Взаимообмен благами.
4. Обучение и абсорбирование нового.
5. Трудолюбие.
6. Бережливость.
7. Терпеливость.
8. Настойчивость.
Первые четыре из них имеют отношение к главной составляющей китайской культуры - ее социальному измерению, а ценности с пятой по восьмую - к индивидуальным проявлениям по сути тех же самых социальных норм.


Как пользоваться этой моделью? Конечно же, тоже по-китайски, руководствуясь ею как сводом неких базовых ценностей, обязательно проявляющихся в поведении ваших китайских партнеров и, следовательно, помогающих объяснить те или иные особенности этого поведения. Попробуем, к примеру, использовать “хризантему” для анализа наших контактов с китайцами в процессе описанного выше мини-исследования.


Думая, что мы взаимодействуем с китайскими менеджерами как с “индивидами”, мы ошибались. Прежде всего, мы столкнулись с обычной китайской иерархией, и наш вопросник ушел “наверх” на согласование. Пока он согласовывался, руководитель компании (“отец семьи”) старательно помогал сохранить лицо всем участникам процесса с китайской стороны, объясняя нам различные причины, по которым интервью не может состояться. Во взаимодействии с нами “семья” была монолитом с тщательно подобранными и распределенными социальными ролями. Индивидуальные желания (стать героями исследования) приносились в жертву семейным традициям, а точнее - клановым табу.


Другой причиной фактического отказа со стороны китайцев участвовать в исследовании стала неочевидность для них равенства обмена, в данном случае - информационного. Мы не могли ответить китайцам равным количеством важной для них информации, и одного этого уже хватало, чтобы мы получили отказ (разумеется, в китайской форме, то есть в виде высказывания их крайней заинтересованности в интервью и обещания вот-вот ответить на наши вопросы). Тем временем китайцы многое о нас узнали, в том числе - структуру нашего исследования, наши вопросы, некоторые из гипотез, нашу мотивацию работы с ними. Свое мини-исследование в отношении нас они завершили и даже, скорее всего, написали по нему отчет. Ради встреч с нами они не жалели выходных, и их трудолюбие в этом смысле беспощадно по отношению к партнерам. При этом они не понесли никаких (кроме временных) затрат, терпеливо отвечая на наши звонки и предложения встретиться для обсуждения дальнейших перспектив совместной работы, и, по всей видимости, продолжали бы делать это и дальше столько времени, сколько мы проявляли бы собственную невоздержанность и непонимание ситуации. Наконец, поведение наших китайских партнеров в данном “кейсе” было оборонительным, поэтому их настойчивость выражалась в неизменности их линии поведения и той информации “между строк”, которую они посылали нам при каждом контакте.


Базовые ценности, включенные в модель “восьми лепестков”, ярко проявились в поведении наших китайских коллег. Знание и понимание этих ценностей - первый необходимый шаг на пути успешного ведения бизнеса в Китае. А что об этом думают русские, работающие в Китае? Подтверждает ли их опыт результаты наших изысканий? Проведенные нами интервью с российскими руководителями успешных российских компаний в Китае дают ответы на эти вопросы.


На крыле самолета


Нашими респондентами были руководители крупных и средних российских компаний, работающие в Китае более восьми лет. Большинство из них владели китайским языком на разговорном уровне, некоторые - даже на профессиональном. Результаты проведенных интервью говорят о том, что участвовавшие в исследовании российские руководители имеют отчетливое представление о большинстве из “восьми лепестков” и успели разработать собственные успешные стратегии взаимодействия с китайскими партнерами. Взаимодействовать с китайцами, добиваясь собственных целей, непросто, но возможно, констатировали наши эксперты.


Большинство характеристик китайской деловой культуры, провоцирующих сложные ситуации для российских менеджеров, - проявления тех самых базовых ценностей китайской модели мира. Опыт наших российских экспертов позволил нам классифицировать некоторые типичные ситуации и сформулировать приведенные ниже практические решения, помогающие отстоять собственные интересы во взаимодействии с такими искусными переговорщиками, как китайцы. Мы не претендуем на строгую системность полномасштабной прикладной модели, однако с помощью “хризантемы ценностей”, как нам кажется, можно расставить несколько значимых точек над иероглифами.

Туризм, отдых, путешествия, полезные сайты:

СПА отели, СПА процедуры, СПА центры Spadelux.ru
История Москвы, москвоведение Moscowmsk.ru
История СПб, петербурговедение Peterlife.ru
Политика, политики, политология Politicwar.ru
Занимательная география World-Tours.ru


просмотров: 1204
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Ancient Chinese Style Brass Or Bronze Coin Mold Casting Asian Money Token Plate

$1,175.00
End Date: Monday Aug-19-2019 0:53:06 PDT
Buy It Now for only: $1,175.00
|
Antique Han Dynasty Chinese Carved White Jade Pendant Yin Yang Bi Double Dragons

$19.50
End Date: Saturday Aug-17-2019 20:16:56 PDT
Buy It Now for only: $19.50
|
(50) White Paper Chinese Lanterns Sky Fly Candle Lamp for Wish Party Wedding

$3.75
End Date: Monday Jul-29-2019 6:43:08 PDT
Buy It Now for only: $3.75
|
Chinese Natural Black Green Jade Hand Carved Jade Pendant Dragon Lucky Amulet

$3.01
End Date: Thursday Aug-15-2019 9:34:10 PDT
Buy It Now for only: $3.01
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Морские круизы
Search Results from «Озон» Путеводители по странам
Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.

2013 Copyright © AsiaRoad.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика