Азия
Тивериада и её обитатели, Израиль

Тивериада и её обитатели

 

«После смерти Августа, когда верховная власть перешла к Тиберию, - пишет в «Иудейской войне» Иосиф Флавий, - Ирод и Филипп (сыновья знаменитого иудейского царя Ирода Великого, - Ю. П.) всё ещё сохраняли за собой свои тетрархии. Последний построил в Панее, у истоков Иордана Кесарию (см. главу «Святилище Пана», - Ю. П.). Ирод построил в Галилее город фрагмент мозаики из синагоги в ТверииТивериаду». Так, примерно в 18-м году I века н. э, появляется на берегу Киннерета поселение, получившее своё название в честь тогдашнего римского императора, и ставшее впоследствии одним из важнейших духовных центров народа Израиля. Правда, в начальный период своего существования Тверия заселялась преимущественно лицами «нееврейской национальности», т. к. основана была на месте старинного кладбища, что, в свою очередь, привело к запрету селения здесь иудеям. Видимо, поэтому она и не привлекала к себе внимания проповедника по имени Иешуа из Назарета, посланного, как он говорил к «заблудшим овцам колен Израилевых». А возможно, причиной этому было то, что в этом городе был казнён его троюродный брат Иоанн, что навсегда отпугнуло Иисуса от этого страшного места.

 

Прошло, однако, чуть более трёхсот лет, и именно Тверия почти на шесть столетий превратилась в важный центр еврейской жизни Земли Израиля. Здесь заседал верховный политический и законодательный орган, ведающий делами всего еврейского населения – Синедрион. Здесь создавался Талмуд – свод комментариев к иудейскому закону Мишне. Учёным Тверии мы обязаны и сохранением разговорного иврита, ибо именно они придумали специальные знаки – «никудот», способствовавшие чтению гласных букв в ивритских словах.

 

С приходом в Палестину в VII веке арабов значение Тверии, как крупного центра на берегу Киннерета, падает. Лишь почти пять столетий спустя, в начале XII в. с появлением здесь «рыцарей воинства Христова», Тверия, завоёванная легендарным Танкредом, становится столицей Галилейского королевства крестоносцев. Чудь более восьмидесяти лет владели христиане Тверией, пока она не оказалась в руках египетского султана Саладина. После этого город приходит в запустение, ветшают построенные крестоносцами стены, превращаются в мечети христианские храмы, покрываются бурьяном поля.

 

Очередной расцвет города связан с появлением в Тверии Иосифа Наси, известного банкира и торговца, политического деятеля и отчаянного... авантюриста. Сумев правильно сориентироваться в хитросплетениях интриг двора турецкого султана, он вскоре завоевал расположение оттоманского владыки и приобрёл концессию на ведение своего бизнеса в Тверии. Присоединив к городу несколько близлежащих деревень, Иосиф Наси наладил в нём шёлковое и шерстяное производства. В зиму 1564-65гг. под его руководством были частично восстановлены крепостные укрепления. Широкий резонанс вызвало его обращение к евреям Италии поселиться на берегах Киннерета. После смерти Иосифа Наси Тверия вновь, почти на три столетия, погружается в забвение и разруху. Лишь в середине 18-го века стараниями бедуинского шейха Дагара эль-Омара город переживает некоторый расцвет, став столицей автономии, основанной этим предприимчивым властителем. Вскоре, однако, столицу своих владений он переносит в Акко, и активная жизнь в Тверии  вновь замирает. Одна за другой обрушиваются на город напасти: французское нашествие в 1799г, сильнейшее землетрясение в 1837г, ураганы, оползни, эпидемии...

 

Всё это, видимо,  и привело Марка Твена так охарактеризовать увиденное им: «Убожество и нищета – гордость Тивериады». Пожалуй, именно эта фраза отражает настроение его спутников после посещения города на берегу Киннерета. «Изучать местное население, - утверждает он далее, - лучше всего издали. Все эти евреи, арабы и негры с виду на редкость непривлекательны. Девушки нанизывают своё приданое – турецкие монеты, накопленные ими с великим трудом, - на крепкую проволоку и носят её на голове, так что она спускается с макушки к подбородку... Полагают, что на месте сегодняшней Тивериады был город, построенный пышно и богато, о чём можно судить по великолепным порфировым колоннам, которые и поныне попадаются в городе... Некогда они были рифлёные, но, несмотря на то, что камень этот твёрд, как железо, стёрлись от времени и стали почти совсем гладкими».

 

А теперь пройдёмся по Тверии современной – одному из самых важных туристических центров страны. «Кейсар», «Джордан-ривер», «Мория Плаза» - названия этих фешенебельных отелей известны далеко за пределами Израиля. К услугам путешественников – оздоровительный бальнеологический комплекс и исторический заповедник  «Хаммат-Тверия» с его целебными минеральными водами и великолепной мозаикой синагоги 5-6 веков н. э. Желающие могут посетить церковь св. Петра,Тверия. Гостиница КЕЙСАР построенную во времена крестоносцев, или прогуляться по бастионам отреставрированных крепостных укреплений города, помнящих волнующее дыхание потенциального «освободителя Востока» - французского военачальника Наполеона Бонапарта. От причалов на берегу Киннерета отходят суда, на которых можно совершить увлекательную прогулку по волнам моря Галилейского. Так что можно сказать, что Марк Твен и его спутники слишком рано посетили Тверию. Возможно, побывав в этом городе сегодня, замечательный писатель-гуманист не написал бы и такой свой пассаж: «Как говорят, носатые, долговязые и, судя по всему, страдающие несварением желудка гробокопатели в неописуемых шляпах, из-под которых на каждое ухо свешивается по длинному локону, - это и есть издавна знакомые нам фарисеи, о которых мы читаем в Священном писании. Поистине так оно и есть. Стоит только посмотреть на их повадки и сразу станет ясно, что по части фарисейства они мастера...»... «Это один из четырёх священных израильских городов, -продолжает описание Тверии Твен, имея в виду также Хеврон, Иерусалим и Цфат, - она для евреев то же, что Мекка для мусульман и Иерусалим для христиан (только ли?! – Ю. П.). Она всегда славилась своими учёными раввинами. Все они погребены здесь, и тут же покоятся двадцать пять тысяч их единоверцев, прибывших издалека, чтобы жить подле них и находиться рядом с ними после смерти».

 

И действительно, Тверия стала последним пристанищем для многих еврейских законоучителей. Считается, что в этом городе покоится тело рабби Акивы, одного из составителей еврейского закона Мишны, вдохновителя антиримского восстания 30-х годов 2-го века н. э. под руководством Шимона бар-Кохбы. За участие в этом восстании и обучении еврейских жителей Иудеи законам Торы рабби Акива был заключён в тюрьму, а затем казнён мученической смертью в Кесарии. «Железными гребнями терзали палачи тело р. Акивы, -повествует Агада, - а он, углублённый в чтение молитвы «Шма, Исраэль», стоял с покорностью и любовью принимая кару Божью».

 

 На кладбище Тверии находится могила ещё одного мудреца - рабби Иоханана бен-Заккая. Он был одним из самых известных законоучителей Иудеи второй половины I века н. э, волею судьбы оказавшийся в осаждённом Иерусалиме во время Великого антиримского восстания. Предвидя неминуемое падение города и, как следствие этого, разрушение главной святыни еврейского народа – Храма, он пошёл на беспрецедентный шаг. Традиция утверждает, что по его просьбе ученики вынесли своего наставника в гробу из Иерусалима и привели в ставку к Веспасиану, где еврейский мудрец предрёк римскому военачальнику в самом ближайшем будущем императорский трон. Взамен за эту «благую весть» рабби попросил  у грозного римлянина разрешения основать в приморском городке Явне школу для изучения святого писания. Вскоре Веспасиан действительно был провозглашён кесарем, отбыл в Рим, а Иоханан бен-Заккай беспрепятственно выехал в Явне. В дальнейшем скромная иешива стараниями этого гениального и мужественного человека превращается в важнейший духовный центр еврейства на территории Земли Израиля. Именно в нём фактически были разработаны теоретические основы современного иудаизма, сохранившего, в свою очередь, самобытность существования еврейского народа. Именно Иоханан бен-Заккай предложил утверждение о том, что искупление можно обрести и без жертвоприношений в Храме, но милосердными делами и любовью к ближнему. Место же храмовой службы, по мнению умного рабби, должно занять изучение еврейского закона и распространение его положений в народе.

 

Рядом же с могилой Иоханана бен-Заккая, под причудливым сооружением из гигантских, окрашенных в красный цвет, металлических конструкций находится захоронение рабби Моше бен-Маймона, Рамбама, как его называют в Израиле, или Маймонида, как в Европе.

 

Сын судьи из испанского города Кордова (где он родился в 1135г.), Моше, опасаясь преследований со стороны мусульманских фанатиков, вынужден был покинуть свою родину. Марокко и Египет стали странами, в которых он провёл большую часть своей насыщенной разнообразными событиями жизни. Рамбам является автором множества религиозных трудов, главным из которых считается «Мишне Тора» («Повторение Торы»). В него вошли комментарии к основным положениям составленного в VI веке Талмуда и добавлениям к нему, предложенных еврейскими мудрецами последующих поколений. Наиболее известная работа Маймонида называется «Море невухим» («Наставник колеблющихся»), в которой он формулирует основные принципы и идеи иудаизма, отталкиваясь от греческой логики и философии. В оригинале написанный на арабском языке, этот научный трактат был немедленно переведен на иврит, а позднее и латынь. Последнее дало возможность ознакомиться с ним европейским богословам, что оказало огромное влияние на восприятие Тверия. Могила Рамбам'а (Маймонида)христианами еврейского мировоззрения. И сегодня произведения рабби Моше бен-Маймона, по праву, считаются учебником религиозного закона для всех верующих евреев мира.

 

«Каждый, кто решил, что будет заниматься Торой и не будет заниматься ремеслом, а будет питаться за счёт пожертвований, - осквернил Имя Всевышнего, и опорочил Тору, и погасил свет Закона, и причинил себе зло, и забрал свою жизнь из грядущего мира. Ибо запрещено извлекать выгоду из слов Торы в этом мире. И вся Тора, вместе с которой нет ремесла, недействительна. И такой человек кончит тем, что будет грабить людей». Эти слова тоже принадлежат Рамбаму. Более того, существенную часть своей жизни он посвятил благороднейшему из ремёсел – врачеванию. Маймонид был не просто лекарем, он являлся выдающимся учёным своего времени в области медицины. Ему приписываются идеи разделения медицинской практики на профилактическую и собственно врачебную, а также введения понятия принципов и симптомов старения, т. е. основ современной геронтологии. Рамбам резко осуждал чародейство и заклинания во врачевании, решительно высказывался против слепой веры в авторитеты, отводил важную роль профилактическим беседам с больными. Долгое время рабби Моше бен-Маймон был придворным лекарем грозного египетского султана Саладина. Рассказывают, что легендарный Ричард Львиное Сердце пытался, правда, безуспешно, переманить Рамбама в своё королевство.

 

Великий мудрец и врачеватель скончался в 1204 году в Египте, однако прах его покоится на берегу Киннерета. Легенда повествует, что покойный завещал похоронить себя на Земле Израиля, однако точного места не указал. Поэтому, когда гроб с его телом оказался в пределах Земли Обетованной, начались споры между евреями разных городов. Иерусалимцы, провозгласив свой город центром мироздания, утверждали, что Масличная гора должна стать последним земным прибежищем Рамбама.С ними не соглашались горожане Хеврона, уже подготовившие в пещере праотцев Махпела место для великого мудреца, а евреи Газы (в те годы, кстати, второго, после Цфата, города по количеству еврейского населения в тогдашней Палестине)  вообще предложили захоронить Рамбама на кладбище их поселения, мотивируя это тем, что незачем увозить его останки далеко от Египта, где прошли наиболее плодотворные годы жизни уважаемого раввина... И тогда, понадеявшись на волю Божью, было решено поручить решение этой задачи... верблюду, на горбах которого покоился гроб с телом усопшего. Куда, мол, тот привезёт прах, там и будет захоронен мудрец. И «корабль пустыни», пройдя без остановок несколько дней, достиг берегов Киннерета... И сегодня миллионы паломников навещают могилу праведника, на которой красуется красноречивая надпись «От Моше (получившего Тору от Всевышнего) до Моше (Рамбама) не было подобного Моше».  

 

Юрий Полторак

 

Туризм, отдых, путешествия, полезные сайты:

СПА отели, СПА процедуры, СПА центры Spadelux.ru
История Москвы, москвоведение Moscowmsk.ru
История СПб, петербурговедение Peterlife.ru
Политика, политики, политология Politicwar.ru
Занимательная география World-Tours.ru


просмотров: 1386
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
(50) White Paper Chinese Lanterns Sky Fly Candle Lamp for Wish Party Wedding

$9.99 (1 Bid)
End Date: Sunday Jul-28-2019 18:28:15 PDT
|
6 Unknown Chinese antique vintage Print Books Early 20th Century?

$3.75
End Date: Monday Jul-29-2019 6:43:08 PDT
Buy It Now for only: $3.75
|
Chinese Natural Black Green Jade Hand Carved Jade Pendant Dragon Lucky Amulet

$3.01
End Date: Thursday Aug-15-2019 9:34:10 PDT
Buy It Now for only: $3.01
|
China Collectible Hand-Carved Lizard Statue Jingdezhen Porcelain Snuff Bottle

$9.00 (0 Bids)
End Date: Tuesday Jul-23-2019 19:45:00 PDT
|
Frankincense Tiberias fivaida Athos ладан тивериада навая фиваида афон 10 GR

162,05 руб.
End Date: 22.08 20:04
Buy It Now for only: US 162,05 руб.
Buy it now |
1959 Russian postcard reproduction of painting YARD IN TIVERIADA by V.Polenov

335,34 руб.
End Date: 11.08 17:27
Buy It Now for only: US 335,34 руб.
Buy it now |
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Морские круизы
Search Results from «Озон» Путеводители по странам
Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.

2013 Copyright © AsiaRoad.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика