Азия
Картли-Иберия и Лазика в III—VI вв. История Грузии

Картли-Иберия и Лазика в III—VI вв. История Грузии
Но здесь его ослабляли наличие свободных сельских общин, отсутствие крупных земельных владений типа латифундий, обрабатываемых рабами, сохранение городов — ремесленных и торговых центров.


О появлении феодальной собственности на землю и формировании феодально-зависимых слоев населения приходится судить лишь по косвенным данным. В Грузии в III—IV вв. формируется феодальный класс азнауров, известны случаи земельных дарений, покупки земельных участков, есть сведения о борьбе между феодалами и царем за превращение условных земельных держании в наследственные, то есть о борьбе за иммунитет.


Подобно тому как это было во многих других странах, охваченных кризисом рабовладельческого способа производства, в Грузии в IV в. землевладельцы предпочитают использовать труд свободных земледельцев (мдабио). Постепенно землевладельцы приобретают все больше и больше пахотных участков и богатеют. Возрастает и крепнет их влияние в обществе. Они становятся обладателями дорогих коней и железного оружия, которыми раньше владели лишь царские всадники. Это свободные и знатные люди — азнауры.


Так возникают новые общественные силы, способствующие дальнейшему развитию зарождающегося феодального способа производства. Однако рабовладельческий способ производства еще не скоро сходит на нет; и не только в сельском хозяйстве, но и в городском, ремесленном, довольно долго наряду с трудом свободных применяется рабский труд.


Весь период грузинской истории от IV до VII в. следует считать временем постепенного превращения грузинского общества в феодальное.


В Грузию рано проникает христианство. Уже в начале IV в. в приморских городах Колхиды возникают христианские общины и даже епископские кафедры.


В Картли-Иберии небольшие христианские общины существовали задолго до крещения всей страны. Официальной датой начала христианства считается 337 г., а крещение царской семьи произошло во второй трети IV в.


Укреплению христианства способствовал ряд обстоятельств. Во-первых, христианство в IV—V вв. выступало с положениями о равенстве людей, о возможности общего счастья в потустороннем мире. Эта проповедь создавала христианству прочную социальную базу среди самых широких слоев общества. Проповедь божественности светской власти и необходимости повиновения ей обеспечивала христианству поддержку феодализирующейся части общества и возможность стать государственной религией. У царей, кроме того, имелась и материальная заинтересованность в изменении религиозной системы. Они нуждались в землях для раздачи ленникам-азнаурам, а жреческая каста была крупнейшим собственником земли. Принятие христианства давало возможность провести секуляризацию (изъятие в пользу светской власти) храмовых владений.


Свободное сельское население Иберии, особенно ее горных областей, где были сильны порядки первобытнообщинного строя, встало на защиту язычества. И только после карательных экспедиций царя и воевод оно признало новую религию.


История Иберии, или, как стали ее называть, Картли, от IV в. до арабского завоевания в VII в. наполнена борьбой грузин против римлян, византийцев и Ирана. Однако противостоять этим могущественным державам молодое грузинское государство не могло. Во второй четверти V в. картлийские цари становятся вассалами Сасанидов. Для контроля над Картли-Иберией Иран учреждает специальную должность картлийского питиахша. Утверждению политического влияния Сасанидов в Картли способствовали дальнейшее развитие в стране феодальных отношений и рост антагонизма между царем и знатью. Особенно обостряется внутренняя борьба в Картли-Иберии во второй половине V в., в царствование Вахтанга Горгасала. Вахтанг был сильным и храбрым воином, разумным и деятельным правителем. Персы прозвали его Горгасалом, что значит Волчья Голова, так как Вахтанг носил шлем с изображением головы волка. Вступив на престол в качестве вассала Ирана, Вахтанг направил все усилия на освобождение страны от сасанидского ига. Господство Ирана было так же тяжело для Картли-Иберии, как и для Армении. Персы взимали с населения обременительную дань. Помимо дани, страна несла еще и тяжелые военные повинности.


Борьба против Ирана затруднялась тем, что Сасаниды успели к этому времени заключить союз против картлийского царя с некоторыми группами местной знати. Вахтанг, однако, также не был одинок в борьбе. Широкие народные массы, которые в первую очередь страдали от поборов и военных повинностей в пользу Сасанидов, составляли главную силу в борьбе против чужеземных поработителей за освобождение Картли. Различие интересов знати и народа проявлялось в рассматриваемое время в обострении классовой борьбы между этими двумя общественными силами. В народном фольклоре сохранились песни и сказания, в которых воспевается идеализированная фигура Вахтанга, противопоставляемого другим знатным феодалам.


Движение против Ирана нашло поддержку и в соседних странах. К Вахтангу, в частности, примкнули повстанцы из Армении. Начиналось всеобщее восстание (481—484 гг.) против Сасанидов. Однако предательство части грузинских и армянских феодалов привело к тому, что сопротивление восставших в конце концов было сломлено, а Вахтанг вынужден был укрыться в Западной Грузии — Лазике. В самом начале VI в. он погиб в бою с персами от руки убийцы, подосланного противником.


После смерти Вахтанга Горгасала царская власть в Картли-Иберии сохранялась недолго. В 523 г. царь Гурген, потомок Вахтанга, поднял новое восстание против Ирана. Когда восстание потерпело поражение, Гурген с семьей и свитой бежал в Лазику. Так наступил конец царской власти в Картли.


Картли-Иберия в VI в. превратилась в одно из марзпанств Ирана. Марзпаны вначале назначались только из персов. Резиденцией их был Тбилиси. Возвышению Тбилиси благоприятствовало его выгодное положение на древнейших магистральных путях и мощное экономическое развитие города в то время. В военно-стратегическом отношении Тбилиси также представлял важнейший пункт, должным образом оцененный и коренным населением, и всеми завоевателями, в том числе и Ираном. В 506 г. в Тбилиси существовала епископская кафедра, а в конце того же столетия был построен Тбилисский Сион (кафедральный собор). Во второй половине VI в. византийцы считали Тбилиси столицей Картли-Иберии.


В Тбилиси размещался главный персидский гарнизон. Гарнизоны находились и в остальных крупных городах Картли-Иберии. Начальники гарнизонов были облечены, но только военной, да и административной властью.


Картлийская знать всячески использовала новый режим в корыстных целях. Назначенные иранским правительством на многие должности местные аристократы безжалостно грабили народ. Недовольство в стране нарастало.


В 572 г., воспользовавшись вооруженным выступлением армян против Ирана под предводительством Вардана Мамикопяна, Картли примкнула к Византии. Армяно-грузинское восстание положило начало новой византийско-иранской войне, которая продолжалась 20 лет.
К концу VI в. Сасаниды фактически ужо не пользовались влиянием в стране. Картли-Иберия была предоставлена самой себе.


Византийские, армянские и грузинские источники рисуют ее очень богатой страной. Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли указывает на дальнейший рост производительных сил. Города Картли (Мцхета, Уджарма, Рустави, Болниси, Манглиси и др.) превращаются в крупные торговые и ремесленные центры. О богатстве их свидетельствуют сохранившиеся замечательные памятники материальной культуры, а также сообщения письменных источников. С расширением торговых операций увеличилось и количество денег, находившихся в обращении. С 80-х годов VI в. в Картли начинается чеканка местной монеты.


Одновременно идет процесс концентрации земельных владений. Земля становится предметом отчуждения и постепенно сосредоточивается в руках феодализирующейся знати. Легко представить, какие жестокие формы должна была принимать борьба за землю между феодализирующейся знатью и свободными крестьянами. Для подавления крестьян персидская административная машина была уже недостаточной. Важнейшей политической задачей картлийской земельной аристократии становится создание собственного государственного аппарата. Для установления относительной централизации политической власти знать “избирает” из своей среды главу государства, первого среди равных. Вначале он носит титул “эрисмтавари”. Термин “мтавари” приблизительно соответствует древнерусскому “князь”.


Монеты с грузинскими надписями выпускались, начиная с конца VI в., от имени картлийского эрисмтавари, с его инициалами. В этом уже сказывалось стремление картлийских эрисмтавари к расширению своих прав.


Зависимость Западной Грузии (Лазики) от Рима, а затем от Константинополя, в IV—V вв. носила гораздо более тяжелый характер, чем зависимость Картли от Ирана. Западная Грузия не только платила империи дань. Во всех важнейших пунктах Лазики стояли римские гарнизоны, грабившие местное население. В поисках помощи Лазика неоднократно обращалась к Ирану.


Этим, видимо, объясняется тот факт, что к началу VI в. цари лазов упоминаются уже в качестве вассалов Ирана, причем нет сомнения, что эта зависимость носила поверхностный характер. Однако после того как иранские завоеватели захватили крайний западный город Картли-Иберии — Аргвети, лазский царь Цатэ, осознав нависшую над ним опасность, в 523 г. отправился в Константинополь. Там, дав согласие принять христианство со всей своей семьей, он был утвержден на лазском престоле. С тех пор христианство окончательно утвердилось в Лазике в качестве официальной религии.


В VI в. Византия проводила в Лазике политику, подобную той, которую проводили персидские наместники в Картли. На непосильные государственные повинности, произвол чиновников, военные повинности и нескончаемые походы народ отвечал восстаниями, которые кончались кровавыми репрессиями. Византия укрепилась в прибрежных пунктах, куда легко было доставлять провиант и военное снаряжение для гарнизонов. На берегу Черного моря сооружалась крепость Петра — основная база византийских военных сил в Лазике. Здесь был размещен главный византийский гарнизон и находилась резиденция стратига — командующего военными силами Лазики. Византийские правители вмешивались во внешнюю торговлю лазов: монополизировали торговлю, стали устанавливать цены, чем окончательно восстановили лазов против себя.


Внешняя торговля в это время имела большое значение для правящих кругов Лазики, принося им большие доходы. Лазы ввозили соль, пшеницу, вино, дорогие ткани, оружие и пр., а экспортировали кожу, пушнину, рабов, мед, воск, лес. В восточные страны вели сухопутные дороги, а в Византию и ее провинции — преимущественно морской путь.


Внешняя торговля Лазики сосредоточилась в руках знати и царя. Естественно поэтому, что ее монополизация Византией чувствительно ударила по материальным интересам правящих кругов Лазики.


Не менее существенную роль для знати играли и политические соображения. Ее не устраивало стремление Византии покончить с независимостью Лазики.


В интересах борьбы против насилий и притеснений со стороны Византии царь лазов Губаз обратился через послов за помощью к Ирану, а также заключил союз с северокавказскими полукочевниками: аланами и савирами.


Персидское правительство давно уже осознало военно-стратегическое и экономическое значение Лазики. Кроме того, ему представлялось нежелательным существование рядом с Картли-Иберией единокровной и единоверной Лазики, развивавшейся по существу вне русла сасанидской политики. Поэтому царь Ирана Хосров принял предложение Губаза и в 542 г., несмотря на “вечный”, “бессрочный” мир с Византией, вторгся в Лазику. Встреченный царем Губазом, он вместе с лазским войском двинулся на Петру, главную военную базу Византии. После кровопролитных боев, в которых персы применяли боевые осадные машины, Петра пала. В 545—546 гг. был заключен пятилетний мир между Византией и Ираном. Вследствие захвата Сасанидами прибрежных и пограничных пунктов прекратились торговые сношения Лазики с византийскими областями. Это вызвало явное недовольство лазских правящих кругов и самого царя. Тогда Хосров поручил военачальнику Фавризу тайно убить царя Губаза и начать выселение лазов в центральные районы Ирана. Губаз и правящие круги Лазики, возмущенные вероломством Сасанидов, снова обратились к Юстиниану, с радостью обещавшему поддержку. Положение лазов осложнялось тем, что, борясь за собственные интересы, они не могли избежать значительных разногласий со своими военными союзниками — византийцами, преследовавшими иные цели и руководимыми к тому же продажными, трусливыми и бездарными начальниками.


Силы лазского народа в борьбе с врагами были ослаблены и внутренними противоречиями и несогласиями, вполне закономерными для раннефеодального общества многоплеменной Лазики. Знатные лазы неоднократно предавали родину и выполняли поручения врагов. Тем не менее военные действия лазов против Ирана развивались со все возрастающим успехом. Благодаря храбрости и самоотверженности народа из страны были изгнаны остатки персидской армии. В руках Сасанидов оставалась лишь Петра. В 550 г. Хосров прислал в Лазику лучшего своего военачальника Хориана с огромным войском. Жестокий бой окончился, однако, полным поражением персов. Хориан был убит, большая часть его воинов погибла, оставшиеся были обращены в бегство. Персидский лагерь попал в руки лазов и византийцев. Новый иранский полководец Набед попытался использовать междоусобицу в Лазике и опереться на Абазгию (Абхазию).


Абазгия в IV в. входила в состав Лазики. Восточноримской империи долгое время удавалось сохранять свое политическое влияние в Абазгии. В Питиунте и Сухуми были размещены римские гарнизоны. В конце 20-х или в начале 30-х годов VI в. знать и все население Абазгии приняли христианство.


Власть абазгийских князей постепенно приобретала деспотический характер, чему способствовало широкое развитие работорговли. По сообщению Прокопия Кесарийского, князья абазгов отнимали у своих подданных красивых детей, превращали их в евнухов и продавали за большие деньги в Византию. Иx отцов, чтобы обезопасить себя от мести, убивали. Возмущенный народ восстал и сверг власть абазгийских князей. Однако византийцы по-прежнему грабили страну. Учитывая сложившееся в Абазгии положение, Иран, пытаясь удержаться в Лазике, начал переговоры с абазгами о военном союзе. Абазги охотно перешли на сторону иранских войск для борьбы с ненавистными византийцами.


Однако это не помогло Ирану. В 550 г. союзное лазско-византийское войско осадило Петру, последний оплот Сасанидов в Лазике. После двухдневного ожесточенного боя крепость пала. Большая часть персидских войск была перебита. Победители получили богатые трофеи — огромное количество военного снаряжения и запас провианта, рассчитанный на пять лет. Но, по-видимому, союзники еще не были в состоянии удержать Петру, и по приказу стратига Бессы ее стены были сравнены с землей.


В 552 г. между Византией и Ираном был заключен пятилетний мир. В 553 г. византийцы вероломно убили Губаза и этим вновь оттолкнули от себя лазов. Правители Лазики, озабоченные дальнейшей судьбой страны, созвали в одном из ущелий народный сход для обсуждения вопроса об отношении к Ирану и Византии. Руководившие народным собранием знатные лазы раскололись на две группы. Давнишний враг Византии и сторонник Ирана Айет обратился к соотечественникам с призывом порвать окончательно с Византией. Однако вождь противной партии Фартаз, пользовавшийся влиянием и уважением, утверждал, что убийство Губаза — дело рук местных византийских властей, а сам император к нему непричастен, и что связь с Византией все-таки более приемлема для Лазики, чем связь с персами. Фартаз предлагал сообщить о случившемся императору, чтобы он принял соответствующие меры против преступников, и только после его отказа обсудить целесообразность иного пути.


Мнение Фартаза восторжествовало. Лазская знать, связанная своими экономическими интересами с Византией, сообщила Юстиниану обо всем происшедшем и просила как о наказании убийц, так и об утверждении на лазском престоле жившего в то время в Константинополе Цатэ, младшего брата Губаза. Юстиниан удовлетворил просьбу лазов. Цатэ взял власть в Лазике в свои руки.


Военные действия в Лазике продолжались еще несколько лет. Только в 562 г. Сасаниды отказались от своих притязаний на Лазику в пользу Византии.
Грузинские земли в VII - IX вв.


В VII веке в грузинских землях оформились и укрепились феодальные отношения. Расширились связи между западной и восточной группами грузинских племен; влияние Картли в Лазике было теперь значительно большим, чем раньше. Однако вскоре нормальное развитие молодых феодальных княжеств было нарушено новым вторжением внешнего врага. На этот раз угроза исходила от Арабского халифата. Первый арабский отряд под начальством Хабиба ибн-Масламы появился в Картли в 642—643 гг., но потерпел неудачу и вернулся обратно. В 40-х годах VII в. арабы ограничиваются отдельными набегами, и страна подчиняется еще верховной власти византийского императора. Положение изменилось в начале 50-х годов.


В 654 г. между халифатом и Картли был заключен договор. Согласно этому договору, арабы обещали свободу вероисповедания и требовали только уплаты подворного налога (джизьи). Обе стороны обязывались оставить без изменения число дворов-плательщиков — грузины лишались права объединять их, арабы — делить. Население должно было помогать мусульманам вооруженной силой и предоставлять им кров и пищу в случае нужды. Относительная сдержанность требований, предъявляемых арабами к подчиненным странам в начальном периоде их завоеваний, объясняется тем, что они не располагали еще силой для более интенсивного угнетения.


Византия всячески стремилась вернуть себе свои закавказские владения. В 685 г. византийский полководец Леонтий истребил военные силы арабов в Закавказье и подчинил его Византии.


Неустойчивость положения арабов в странах Закавказья в это время была связана также с активностью хазар, которые начинают играть доминирующую роль на Северном Кавказе. С конца VII в. хазары нередко организуют набеги на земли, лежащие южнее Кавказского хребта, особенно на грузинские и албанские княжества.


Лишь в самом конце VII в. в Закавказье вновь появляются арабы. Если до тех пор арабы старались овладеть в Грузии только Картли, то теперь они проникли и в Западную Грузию, пользуясь антивизантийскими настроениями масс и поддержкой правящих слоев Лазики. В 697 г. патрикий Лазики восстал против византийцев и призвал на помощь арабов. В начале VIII в. значительная часть Западной Грузии перешла в их руки. Придавая большое значение Лазике, халифат и Византия неоднократно посылали туда значительные военные подкрепления; в конце концов арабы не смогли удержаться здесь и вынуждены были уйти.


Ведя войну с хазарами, арабские халифы неоднократно проводили карательные экспедиции в Закавказье. Так, в 736— 738 гг. в Грузию пришел с большим войском Мерван ибн-Мухаммед (впоследствии халиф), прозванный грузинами “кру” (глухой) за свой неумолимый и беспощадный характер. Войска Мервана прошли по всей Грузии, сея смерть и опустошение. В Восточной Грузии была разрушена, как говорят грузинские летописи, большая часть городов и крепостей. Это было одно из самых больших опустошений, когда-либо испытанных Грузией. Недаром поход Мервана оставил память о себе в народе до наших дней. Несмотря на то, что в Западной Грузии арабы удержаться не сумели, в Картли сопротивление народа было сломлено надолго. С конца 30-х годов VIII в. и до конца столетия там господствует халифат.


В Картли, как и в других захваченных странах, арабских завоевателей интересовала главным образом дань. В VIII в. Картли платит как подушную подать (джизью), так и поземельную подать (харадж). Джизья и харадж во второй половине VIII в. достигли чудовищных размеров, причем джизью арабы превратили из подворной подати в поголовную.


Только в области религии арабы проявляли достаточную терпимость, жестоко преследуя лишь собственных ренегатов. Это объясняется тем, что арабы не хотели уменьшать число налогоплательщиков, а принимавшие ислам должны были освобождаться от государственных платежей.


Чем тяжелее становилось иго халифата, тем с большей силой подымалась грозная волна народного гнева против иноземных завоевателей. Выразителем народных настроений и устремлений явился замечательный общественный деятель Иоанн, сын Сабана (Сабанисдзе), написавший в 80-х годах VIII в. “Мученичество Або Тбилисского” — выдающееся произведение древнегрузинской литературы.


В нем Иоанн Сабанисдзе как прогрессивный представитель своего времени старается не только поставить, но и разрешить вопрос о месте Картли среди других стран мира. Облеченное в церковно-религиозную форму, его произведение, однако, выходит за рамки чисто религиозного сочинения, поднимается до проповеди народной борьбы против иноверных поработителей.


Власть завоевателей была более или менее прочна лишь в Центральной Картли, по долинам главных рек страны. Вся Западная Грузия оставалась вне досягаемости арабов. Абхазия в это время добивается освобождения от византийской зависимости, и абхазские правители становятся царями. Горные районы Картли также оставались независимыми и служили убежищем населению равнин, скрывавшемуся здесь от арабов. Чрезвычайно затрудняла положение арабов в Закавказье постоянная борьба с хазарами, которые становились все более активными. В 764 г. хазары даже заняли, правда на короткое время, Тбилиси, опустошив страну, разрушив города и взяв в плен картлийского князя Джеваншира.


В конце VIII — начале IX в. борьба за освобождение от ига халифата обостряется и приносит закавказским областям большие перемены, о которых подробно рассказывают как арабские, так и местные (грузинские и армянские) источники. “С этого времени,— говорится в летописи,— стала уменьшаться власть великих царей Хосроидов (так называет летопись древнюю царскую династию Картли.—Ред.). Усилилось господство сарацин, время от времени страна подвергалась набегам и опустошениям, появилось множество мтаваров (князей.— Ред.} в стране Картли, которые стали враждовать друг с другом”. Известия летописи о “появлении множества мтавари в стране Картли” свидетельствуют о возникновении отдельных феодальных княжеств различной величины. Их становление происходило в условиях жестокой борьбы против арабских завоевателей и было вызвано ростом общественно-хозяйственной мощи отдельных периферийных районов.


Раннефеодальные государства на территории Грузии представлены в VIII—IX вв. небольшими разобщенными княжествами, что объясняется как условиями натурального хозяйства, так и нивелирующим характером власти завоевателей, препятствовавших созданию сильной власти местных феодалов.


Раньше других в борьбе против арабов выделяется в самостоятельное княжество Кахетия. Она была в это время многоплеменной областью; рядом с основным, грузинским по языку, племенем кахов тут жили туши, суджи, санары и др. К концу VIII в. особенно активизируются воинственные горцы-санары, причиняющие много беспокойства арабам. Санары-кахетинцы были в IX в., по сообщениям арабских авторов, одним из наиболее свободолюбивых, независимых и опасных для арабов племен Закавказья. Во второй половине VIII в. кахетинцы изгнали арабов из своей страны.


На рубеже VIII—IX вв. в Кахетии берет власть в свои руки Григол — представитель одного из знатнейших родов страны. При нем Кахетия была уже довольно крупным княжеством. Она включала в свой состав ряд значительных городов и крепостей: Телави, Некреси, Череми, Уджарма и др.


Во втором десятилетии IX в. возникло еще одно грузинское феодальное княжество — Тао-Кларджети. Основание ему положил Ашот, один из представителей княжеского рода Багратио-ни, которые с конца Х и до начала XIX в. занимали царский трон Грузии. Родовым их уделом был Спер на р. Чорох. При арабах Багратиони сумели выдвинуться благодаря осторожной и гибкой политике. Одна ветвь этой фамилии обосновалась в Армении, другая — в Картли. Представителем последней и был Ашот, находившийся в начале IX в. на арабской службе и носивший в Картли титул мтавари. Арабы, опасаясь усиления энергичного картлийского правителя, решили разделить Картли. Ашот, будучи не в силах противостоять им, бежал с семьей и небольшим отрядом вассалов в юго-западные области Закавказья, где были родовые имения родственных ему Багратиони в Кларджети.


Эта область, находившаяся в номинальной зависимости от византийского императора, была труднодоступна для арабов. Прежнее население, послужившее ядром возникавшего княжества, было усилено переселенцами из Картли.


Для успехов молодого государственного образования большое значение имело признание власти Ашота со стороны Византии. Император Византии дал Ашоту высокий придворный чин куропалата. С этого времени Ашот в грузинских летописях нередко называется царем.


Ашот восстановил древнюю крепость Артануджи в долине Чороха и превратил ее в свою резиденцию. Находясь на важнейшем торговом пути, ведшем из Феодосиополя (Эрзерума) к Черноморскому побережью, Артануджи вырос в крупный торговый город.


Таким образом, куропалатство уже при Ашоте успело получить значительный удельный вес в экономической и политической жизни Закавказья. Выгодное географическое положение, обладание торговым путем в Византию, высокое культурное развитие княжества предопределили дальнейший рост его влияния на соседние территории.


При детях Ашота княжество окончательно оформилось в довольно сильную политическую единицу. По наименованию двух важнейших его районов — Кларджети и Тао — княжество стали называть Тао-Кларджети. Князья Тао-Кларджети титуловали себя “картвельскими (то есть грузинскими.— Ред.} куропалатами”, претендуя тем самым на наследство древнейших царей Картли.


Третье политическое образование — Абхазское царство — возникло на территории Западной Грузии. В конце VIII в., воспользовавшись внутренней смутой в империи, абазги (абхазы) освободились из-под власти Византии. Абхазские цари уже в начале IX в. проявляют стремление распространить свое политическое влияние на Восточную Грузию. Интересы и задачи общегрузинской политики побуждают их с самого начала избрать себе резиденцией древний Кутатиси (Кутаиси), который представлял собой естественный центр всей Западной Грузии и лежал на важной торговой магистрали.


Помимо охарактеризованных выше трех княжеств, были еще более мелкие, иногда совсем маленькие феодальные образования, которые пытались вести самостоятельную политику. В конце концов они примыкали к тому или иному более крупному владетельному князю.


Среди этих местных феодальных образований Тбилисский эмират с конца первой четверти IX в. также обнаруживает тенденцию к политическому выделению из халифата. Однако только в 60-х годах IX в. тбилисские эмиры окончательно превращаются в самостоятельных владетелей территории, находящейся в пределах Нижней Картли. В конце IX в. в Тбилиси утвердилась династия наследственных эмиров из рода Джафаридов, чеканивших собственную монету, на которой ставили имя правящего эмира, подчеркивая тем самым его политическую самостоятельность.


На протяжении VIII—IX вв. феодальный строй Грузии продолжал развиваться. Господствующим сословием был класс азнауров (дворян), которые делились на ряд иерархических категорий. Высшей иерархической категорией являлись “великие азнауры” — самые богатые и сильные феодалы. Те, кто получил азнаурство по наследственной линии, назывались “потомственными азнаурами”; те, кто за службу—“царскими”. Наконец, самые бедные азнауры, зависевшие от более сильных, назывались “предстоящими” или “собственными”.


Наряду с укреплением каждого отдельного княжества в Грузии начался процесс постепенного объединения этих княжеств в одно экономическое, а затем и политическое целое.


Более прочной стала в это время взаимозависимость внутренних областей страны. Распределение различных отраслей сельского хозяйства по отдельным районам, экономическая зависимость горных и равнинных районов друг от друга, распределение отдельных отраслей домашней и ремесленной промышленности по разным городским и сельским пунктам Грузии привели к тому, что внутренняя торговля неизбежно стала гораздо более интенсивной, чем в предыдущий период.


В то же время бесчисленные таможенные рогатки и постоянная внутрифеодальная борьба вызывали недовольство торговых слоев общества, заинтересованных в нормальном развитии обмена. Бесконечные притеснения со стороны “великих азнауров” вынуждали мелких феодалов искать покровительства могущественного суверена. Против феодально-политической раздробленности страны выступила и картлийская церковь, которая владела землями во всех разрозненных княжествах и стремилась объединить их под единой политической крышей.


Таковы основные предпосылки к объединению Грузии в централизованную феодальную монархию.


В начале раннефеодальной эпохи свободные сельские земледельческие общины постепенно становятся под покровительство богатых азнауров, но не теряют на первых порах личной свободы. С течением времени большинство членов общины беднеет и постепенно становится подвластным феодалу. Они перестают участвовать в походах на правах свободных воинов и образуют сословие глехов — крепостных крестьян. В разряд глехов попадали не только разорившиеся свободные общинники, но также рабы и военнопленные, то есть совершенно бесправные люди, стоявшие на самой нижней ступени общественной лестницы.


К началу Х в. большая часть земель Грузии была уже захвачена феодалами. Народные массы сопротивлялись захвату земли. Однако внутренние раздоры между различными имущественными группами ослабляли общину, и она уже не могла единодушно защищать свои интересы от феодалов-захватчиков. Постепенно в руки феодалов попадали общинные и частные земли: сперва пашни (приносившие наибольшие доходы), затем луга и пастбища, леса. Из-за земли, являвшейся основным источником богатства, постоянно шла борьба и между самими феодалами. Особенно обострилась она в конце VIII — начале IX в., когда в Грузии возникли новые крупные феодальные княжества и началась борьба между их правителями. Каждый из них пытался расширить свои владения за счет соседа.

Туризм, отдых, путешествия, полезные сайты:

СПА отели, СПА процедуры, СПА центры Spadelux.ru
История Москвы, москвоведение Moscowmsk.ru
История СПб, петербурговедение Peterlife.ru
Политика, политики, политология Politicwar.ru
Занимательная география World-Tours.ru


просмотров: 1378
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
China handcarved green jade Water drop shape Pendant necklace

$0.99
End Date: Thursday Mar-28-2019 7:30:20 PDT
Buy It Now for only: $0.99
|
Chinese hand-woven white jade Men and women necklace

$2.28
End Date: Tuesday Apr-2-2019 10:22:40 PDT
Buy It Now for only: $2.28
|
Chinese Natural Black Green Jade Pendant Dragon&Phoenix Good Lucky Amulet Gift

$0.99
End Date: Tuesday Apr-2-2019 2:38:58 PDT
Buy It Now for only: $0.99
|
Chinese natural jade carved by hand round jade pendant with free shipping

$3.99
End Date: Wednesday Mar-27-2019 5:31:59 PDT
Buy It Now for only: $3.99
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Морские круизы
Search Results from «Озон» Путеводители по странам
 
 Тбилиси за неделю. Путеводитель (+ карта)
Тбилиси за неделю. Путеводитель (+ карта)
Путеводитель "Тбилиси за неделю" - это первое издание о грузинской столице после распада СССР. Это еще и новый удобный формат с многочисленными фотографиями и подробными картами маршрутов.
Составители путеводителя попытались представить полезную и интересную информацию об истории, традициях, легендах и героях главного города Грузии и его близлежащих окрестностей.
Современная Грузия, и в первую очередь ее столица - страна контрастов. Для людей, бывавших здесь во времена Советского Союза, многое в нынешней жизни грузинской столицы может шокировать. Это и большое количество попрошаек на фоне роскошных бутиков, и кварталы ужасающей разрухи рядом с ультрасовременными постройками, это и радушное отношение большинства грузин к российским туристам с наличием в городе Музея оккупации.
Однако можно с полной уверенностью сказать, что, побывав здесь один раз, вы непременно захотите вернуться сюда еще.

Размер карты: 34,5 см х 39 см....

Цена:
582 руб

Алексей Мухранов Прогулки по Грузии
Прогулки по Грузии
Алексей Мухранов, историк по образованию и петербуржец по паспорту и состоянию души, хорошо известен многим из тех, кто пытался самостоятельно спланировать поездку по Грузии: уже много лет он работает экскурсоводом в этой стране и пополняет собственный сайт о ней.

Путеводитель содержит информацию, которая поможет сориентироваться не только на местности, но и в грузинской действительности иного рода: в гастрономии, виноделии и среди людей. Внутри вы найдете указания на самые достойные кафе, обзор курортных мест и винодельческих хозяйств. Таким образом книга сэкономит изрядное количество времени и поможет получить наибольшее количество впечатлений наивысшего качества....

Цена:
286 руб

Инна Калинина, Михаил Калужский, Мария Кувшинова, Ольга Уткина Израиль. Путеводитель "Афиши"
Израиль. Путеводитель "Афиши"
Путеводители "Афиши" по городам мира - первая серия отечественных непереводных путеводителей - издаются с 2000 года.
Авторы путеводителей "Афиши" либо постоянно живут в городе, о котором пишут, либо часто бывают в нем и поэтому могут говорить с позиции любящего свой город жителя. Путеводители "Афиши" рассказывают обо всем самом важном и интересном, что происходило в городах с момента их основания и до сегодняшнего дня: от осуществления грандиозных архитектурных проектов до введения нового расписания ночных автобусов. В каждом путеводителе "Афиши" подробно описаны не только основные туристические маршруты, но и самые примечательные точки городской жизни: рестораны, клубы, театры, магазины.
Тщательно проверенная практическая информация помогает найти ответы на все вопросы о поездке - начиная с того, когда стоит ехать, где жить и сколько взять с собой денег, и заканчивая тем, как разобраться в меню ресторана и где найти дежурную аптеку....

Цена:
689 руб

Зоуи Росс Дубай. Путеводитель Dubai
Дубай. Путеводитель
В маленьких путеводителях издательства "Томас Кук" есть все, чтобы за крат­чайшее время познакомиться с любым городом мира: посетить достопримечатель­ности, магазины, рестораны, узнать о развлечениях и особенностях ночной жизни. Карты и сведения об общественном транспорте города и его окрестностей сделают ваше путешествие максимально комфортным. Этот путеводитель представляет Дубай - жемчужину в венце Объединенных Арабских Эмиратов.
Для широкого круга читателей....

Цена:
221 руб

Гарбузова Александра Сергеевна Абхазия
Абхазия
Перед вами обновленный экспресс-гид по Абхазии. В нем содержится краткая информация о стране, советы, как лучше провести первую и вторую недели, и 25 главных достопримечательностей. Яркие фотографии, интересные факты и много полезной информации. Легкий, компактный, очень удобно брать с собой. Карта страны, подробные карты для прогулок и карта транспорта прилагаются!...

Цена:
292 руб

Франц-Йозеф Крюкер Вьетнам. Путеводитель с мини-разговорником
Вьетнам. Путеводитель с мини-разговорником
В путеводителе:
  • Лучшие пешие и автомобильные маршруты;
  • Фотографии, планы и карты;
  • Подробное описание достопримечательностей;
  • Ценовая классификация туристических объектов;
  • Полезные адреса и телефоны;
  • Краткие сведения об истории, традициях, культуре и современной жизни города;
  • Мини-разговорник....

  • Цена:
    296 руб

    Планета чудес и загадок
    Планета чудес и загадок
    Миллионы лет лик нашей планеты формировался под воздействием ураганов, землетрясений, потоков и ледниковых периодов. Так появились острова, горы, реки и джунгли. Но есть и другие чудеса - гармонично вписанные в природный пейзаж архитектурные памятники: храмовые комплексы, королевские дворцы, святые обители и целые города. Живописные ландшафты обрастали красочными легендами. Поэтому история многих чудес света, таких, например, как Кносский дворец с его лабиринтами на острове Крит, переплетается с древними мифами. Другие же, как город Копан племени майя в Центральной Америке, дразнят нас своими еще не разгаданными тайнами. Из поколения в поколение передаются предания о древних ритуалах майя, многие из которых соблюдаются и поныне. На страницах этой замечательной книги вы найдете богато иллюстрированные описания чудесных и загадочных мест, столетиями привлекавших многочисленных путешественников и исследователей. Там паломники, воины и поэты, завороженные красотой или уединенностью или и тем и другим вместе, надеялись постичь истину и обрести покой....

    Цена:
    2004 руб

    Слука Ирина Михайловна Места, исполняющие желания
    Места, исполняющие желания

    У вас сеть заветная мечта, но она никак не хочет исполняться? Тогда посетите одно из мест, способствующих воплощению желаний. Они есть почти в каждой стране мира – мосты, где влюбленные символично скрепляют свою любовь при помощи замков, старинные соборы, с которыми связаны удивительные легенды, фонтаны и площади, где нужно бросить монетку, чтобы вернуться, современные постройки и древние храмы, рукотворные памятники и природные чудеса.

    Из этой книги вы узнаете, где находится то самое место силы, которое поможет вам приблизиться к исполнению желаний. Путешествуйте, открывайте для себя новые горизонты, и ваши мечты обязательно исполнятся!

    ...

    Цена:
    490 руб

    Dubai: Pocket Guide
    Dubai: Pocket Guide
    Berlitz Pocket Guide Dubai is a concise, full-colour travel guide that combines lively text with vivid photography to highlight the very best that this ever-changing city has to offer. The Where To Go chapter details all the key sights, from modern icons such as the seven-star Burj Al Arab and the world's tallest building, the Burj Khalifa, to the more traditional attractions such as the Gold Souk and historic Bastakiya. There are also excursions into the desert, Al Ain and even nearby Abu Dhabi. Handy maps on the cover help you get around with ease. To inspire you, the book offers a rundown of the Top 10 Attractions in the city, followed by an itinerary for a Perfect Day in Dubai. The What to Do chapter is a snapshot of ways to spend your spare time, including shopping in the city's opulent malls and atmospheric souks, taking in the horse racing and hitting Dubai's famous clubs and bars. You'll also be armed with background information, including a brief history of the city and an Eating Out chapter covering its cosmopolitan cuisine. There are carefully chosen listings of the best hotels and restaurants, and an A-Z to equip you with all the practical information you will need....

    Цена:
    579 руб

    Dubai
    Dubai
    A new visual guide to the coolest hotels, shops, restaurants, cafes, clubs, bars, lounges & highlights with more than 200 photographs....

    Цена:
    1199 руб

    Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.

    2013 Copyright © AsiaRoad.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
    Яндекс.Метрика