Азия
Терракотовые богини, ритуальное искусство Индии

Индия

Индийская скульптура

Терракотовые богини - ритуальное искусство Индии

Искусство терракоты - изготовление предметов из обожженной глины — существует в Индии с давних времен, как минимум с третьего тысячелетия до н. э. Народное искусство терракоты отличается огромным разнообразием—от религиозных символов и изображений богов до домашней утвари, украшений и игрушек.

Одной из любимых тем индийских керамистов, не утратившей своей значимости и в настоящее время, является образ богини-матери (Ма, Мата, Амма). Корни этой традиции уходят в глубины веков. Культ богини-матери, существовавший у многих народов древности, получил в Индии воплощение в самых разнообразных формах. Великая Мать — покровительница материнства и земного изобилия, растительного и животного мира окружалась бесчисленными ритуалами, обрядами и мифами. Она Считалась также покровительницей детей и беременных женщин. Она исцеляла недуги и отводила несчастья.

 

Многочисленными терракотовыми фигурками богини-матери — ее праздничными изображениями или благодарственными приношениями в ее честь — заполнялись святилища. В силу самой непрочности материала эти глиняные фигурки не предназначались для постоянного поклонения:

 

после торжества в честь богини или поклонения ей их погружают в водоемы, реки или в море, относят в специально отведенные для этого места или кладут под деревья.

 

Вечные и тленные глиняные изображения богини-матери, обнаруживаемые археологами, относятся к самым разным периодам в истории Индии. Вечные образы сохраняют первобытную, архетипическую форму вопреки всем усовершенствованиям технологии и орудий производства. Тленные изображения приобретают специфические местные особенности, не теряя при этом главных черт культового образа — символа материнства и плодородия. Эти женские фигурки отличаются подчеркнуто высокой грудью, бросающимся в глаза пупком, тяжелым животом беременной женщины, крутыми бедрами, а зачастую и ярко выраженными гениталиями. Чисто индийская черта — обилие украшений на фигурках.

 

В магически-религиозных обрядах богиню-мать часто символизирует горшок, это символ женского чрева (гарбха). В древних изображениях, которые находят на севере Индии, горшок часто составляет часть фигурки: голову или живот. Связь образа богини-матери с горшком прослеживается и в современных глиняных горшках, гарбха, изготовляемых в западной Индии. В восточной Индии богиня-змея Манаса-гата также изображена в виде горшка.

 

Древнейшие терракотовые статуэтки, связанные с культом богини-матери (как изображения, так и благодарственные приношения), восходят к истокам Индской цивилизации, когда еще не сформировалась патриархальная индоарийская культура Они появляются в период оседлых земледельческих культур Зхоб, Купли, Кветты, долины Инда (ныне Пакистан) в эпоху бронзы. Это грубо сделанные фигурки с налепленными па них деталями. Глаза, груди и украшения наложены на вылепленное из единой массы туловище Образцы культуры Купли — поясные фигурки на глиняном основании; в долине Инда делали фигурки в полный рост, с короткими толстыми ногами, с вееро-подобным головным убором, с рогом и чашей в руках. Пучеглазые женские фигурки из долины Зхоб с клювоподобным носом и капюшоном на голове, с тяжелыми, грубо намеченными ожерельями на шее отражают грозную ипостась богини-матери, позднее воплощенную в образах богини Кали и Чамунды Стюарт Пиггот писал о них, что это никак не игрушки, а скорее воплощение беспощадной богини матери, являющейся еще и охранительницей мертвых божества подземного мира, ассоциируемого равно с трупом и с погребенным в землю зерном (Доисторическая Индия, с 127)

 

Индская цивилизация (ок. 2300—1700 гг. до н. э.) отличалась высокоразвитой городской культурой и богатой письменной традицией, но она еще только вычленялась из сельской по своей сути основы. Огромное количество терракотовых женских статуэток, найденных в городах долины Инда, свидетельствует о том, какое большое место в религиозных взглядах этого периода занимал культ плодородия. Некоторыми религиозными и художественными особенностями эта цивилизация поразительно напоминает средневековую и современную индусскую культуру, хотя никаких прямых исторических связей проследить не удается Используемые сейчас в ритуалах принятия обета женские глиняные фигурки из Ассама (Гоалпара) и Бенгалии с их птичьими лицами напоминают фигурки из Индской долины и Купли, хотя исторически эти две далеко отстоящие друг от друга области совершенно не связаны.

 

Поразительно, что в поселениях хараппской культуры (в настоящее время это Калибанган, Лотхал, Суркотада) женские фигурки встречаются не в таком изобилии, как в городах Индской долины, причем найденные там женские изображения совсем иного типа.

 

Значительно меньше женских изображений в районах земледельческих культур, образовавшихся в центральной Индии, на Деканском плоскогорье, после упадка Индской цивилизации около 1700 г. до н э. Найденные здесь фигурки резко отличаются от образцов из Индских городов. Они круглоликие, с короткими, толстыми руками и ногами, на них нет никаких украшений. Вместе с тем они замечательны по своим формам Фигурки из Билвали (ок 1700—1200 гг. до н. э.), напоминающие по своим очертаниям скрипку, в чем-то перекликаются со статуэтками Великой Матери с Кикладских островов. Фигурки из Навасы (ок. 1300г. до н. э.) и Навдатоли (ок. 1000 до н. э.) вылеплены на кувшинах для хранения пищевых продуктов, что указывает на их охранительную и плодотворящую функцию. Навасские фигурки не имеют голов и лишены украшений, зато отличаются непомерным по размеру пупком — символом жизни и плодовитости. Такая безголовая абстрактная форма без украшений типична для послехараппских культур Декана. Фигурка богини в глиняном коробе, найденная при раскопках одного из домов в Инамгаоне (ок. 1300 г. до н. э.), в Махараштре, возможно, указывает на связь с Западной Азией. Характерная форма арки, образуемая ее ногами, становится отличительной чертой более поздних глиняных фигурок на Декане с I до III веков н. э. Изображение богини-матери на буйволе, по предположению X. Д. Санкалии, имеет очень важное значение и напоминает Обнаженную богиню с буйволом, найденную в Вадгаоне, в Махараштре, и Бхинмале, в южном Раджастане.

 

Интересно, что число женских терракотовых фигурок резко возрастает в период второй урбанизации в долине Ганги с 600 г. до н. э. до 600 г. н. э.; этот период богат множеством самых разнообразных изображений богини, а приблизительно со II века н. э. в Пуранах и в санскритской литературе начинают упоминаться богини Дурга, Лакшми и Праматери, чтимые и в настоящее время.

 

Стилизованная терракотовая богиня-змея Нагини встречается в искусстве долины Ганги с домау-рийского периода (ок. 500 г. до н. э.) до Кушанской эпохи (II в. н. э.). Из поколения в поколение индийские мастера создавали фигурки богини-змеи, оттискивая или вырезая их в глиняной форме. На этих стилизованных изображениях голова кобры с раздутым клобуком венчает человеческое туловище. На планкетках прорезаны кружки для грудей и пупка и линиями намечены очертания человеческой фигуры. Эти изображения, по всей вероятности, служили благодарственными приношениями или играли роль священных образов в культе змеи.

 

Женские фигурки с птичьими лицами обнаруживаются под Паталипутрой (в Бихаре) и в районе Матхуры (в Уттар-Прадеш). Не менее важным центром терракотовых изделий домаурийского и маурийского периодов был Бузар на реке Ганге в Бихаре. К древнейшим находкам относятся грубо вылепленные богини-матери с ромбовидными глазами, восседающие с младенцем на табурете. Со временем лица у богинь удлиняются и приобретают чужеземные черты, на головах появляются разнообразные фантастические головные уборы. Формы остаются предельно обобщенными и утрированно округлыми. Богатые лиственно-цветочные украшения в виде ожерелья и головного убора характерны для образов ритуальных дев, связанных с праздниками плодородия. Во время этих праздников юные девушки символически оплодотворяли фруктовые деревья, постукивая по стволам или просто притрагиваясь к ним; уши девушек вместо серег украшали веточки этих деревьев. Женские фигурки из Бузара связаны с образами этих ритуальных дев, дарующих плодородие. Имеют ли эти фигурки практическое или чисто декоративное назначение — сказать с определенностью нельзя. Во всяком случае, они, несомненно, изображают таких благотворных дев, присутствие которых в ритуале плодородия в культовом или декоративном качестве должно было приносить удачу.

 

Матхура, крупный центр керамического ремесла и культа богини-матери, позволяет проследить развитие иконографии образа богини-матери от эпохи Маурья до Кушанского периода, т. е. с IV в. до и. э. до II в. н. э. Архаические фигурки, похожие на птиц, с клювоподобными носами, прочерченными глазами и грубыми украшениями-аппликациями, сменяются красивыми изображениями женщин с веерами в руках, в прозрачных одеяниях, с замысловатой прической и тщательно выделанными ожерельями. Эти изменения приходятся на период расцвета городов, бурно развивающихся в связи с зарождением торговли в послемаурийский или шунгский период. Такие же изменения заметны и в терракотовых женских фигурках послемаурийского периода в индийских городах от Бенгалии на востоке до Пенджаба на западе, находящихся на главном торговом пути. Производство этих фигурок было массовым. Однако по своему изяществу они не уступали изделиям из слоновой кости.

 

С развитием торговли популярность приобретает Лакшми, богиня благоденствия, богатства и красоты. На замечательной планкетке из Авры в Мадхья-Прадеш (ок. 100 г. до н. э, — 300 г. н. э.) богиня стоит в благословляющей позе, касаясь руками своих серег, в окружении супружеских пар и горшков. Широкое распространение от Бенгалии до Пенджаба получает во II и I веках до н. э. культ богини Панчачуды с пятью стрелами, похожими на шпильки для волос. Изображения ее партнера-мужчины на планкетках из Ахичхатры и Чандракетугарха свидетельствуют о том, что она почиталась как богиня плодородия; символический ее брак совершался на благо всей общины, благоприятствовал успешному ходу земледельческих работ и всеобщему плодородию, как в западноазиатских культах. Популярным в керамическом искусстве Раджастана, Уттар-Прадеш и Бенгалии становится образ другой благодатной богини, Васудхары, вероятно, родственной с Анаит, держащей в руке пять рыбок.

 

Символы доброго предзнаменования и плодородия встречаются в изображениях богинь послемаурииского, или шунгского, периода. Богини прикасаются к своим поясам или серьгам, в руках у них цветы или рыбки, в волосах хлебные колосья, пальмовые листья или другие символы удачи. На них драгоценные амулеты и украшения. В отличие от архаических, грубо вылепленных богинь-матерей древности это прекрасные юные женщины.

 

Лица богини приобретают характерные этнические черты населения Декана (Махараштра, Карнатак и Андхра-Прадеш), где города вели оживленную торговлю с Римом в начале нашей эры. Богиня вылеплена сидящей на корточках, ноги ее широко раздвинуты, образуя характерную арку, как и у богини из Инамгаона, описанной выше. Но у этой богини тонко отделанная прическа, в левой руке у нее птица, в правой — плод манго.

 

Лотосоглавая Обнаженная богиня (на местном наречии Ладджа Гаури), сидящая в позе уттанапада, стала популярной в произведениях из терракоты и камня в Андхра-Прадеш, Карнатаке, Махараштре, Гуджарате и среди жителей долины Джамны. Ее культ был распространен не только среди простонародья, но и в аристократических кругах, судя по надписи из Нагарджунаконды. В надписи говорится о царице, принесшей во исполнение обета такую фигурку Весьма знаменательно, что образ Обнаженной богини был особенно популярен в период расцвета торговли с Римом. Фигурка очень напоминает римско-египетскую. Обнаженную богиню, найденную в Египте и относящуюся по времени к этому же периоду

 

Среди монументальных и экспрессивных индийских произведений из терракоты известны изображения богини Харити, охранительницы младенцев, и ГаджиЛакшми Оба изображения найдены в буддистском храме в Косамби под Аллахабадом и датируются ок. III в. н. э Эти изображения свидетельствуют о высоком художественном мастерстве индийских керамистов

 

Терракотовое искусство первых веков нашей эры сохраняет архаическую форму богини-матери, созданную еще до ее закрепления в канонических текстах Пуран. Это изображение Семи Праматерей, сидящих кружком, впервые созданное в терракоте в Сонкхе около Матхуры в I в до н э. Можно вспомнить пьесу Бхасы Чарудатта (ок II в н э.), где горожанин под покровом ночи совершает приношения богиням-матерям на перекрестке дорог.

 

Дурга одна из главных богинь индусского пантеона, чья героическая победа над демоном описана в Маркандея-Пуране (ок V в. н.э.) Древнейшее ее изображение относится к Кушанскому периоду. В ранних терракотовых изображениях богиня душит демона Махишасуру в облике буйвола, а на планкетке эпохи Гуптов (IV— V вв.) она убивает его трезубцем.

 

Дурга играет важнейшую роль в религиозной жизни современной Бенгалии и других районов страны. Ее глиняные изображения, изготовляемые для посвященных ей праздников, приобретают изысканность, а в ее семью включаются Лакшми и Сарасвати, считающиеся ее дочерьми, а также сыновья Ганеша и Кариткейя. По бенгальскому преданию, Дурга с детьми каждый год во время осеннего праздника навещает дом своих родителей.

 

И в наши дни индийцы чтут глиняные изображения своих богинь. Во многих районах Индии, особенно на востоке, каждую осень (сентябрь—октябрь) девять дней длится праздник в честь богини Дурги. В домах выставляются ее ярко расписанные изображения. Девять дней они служат объектом поклонения, а па десятый день их на веки вечные погружают в воды ближайшего озера, реки или моря. Из года в год совершается этот ритуал, соединяющий верующих с богиней, сокрушительницей демона-буйвола и всяческих препятствий.

 

Точно так же весной (февраль) в глиняных образах чтут богиню знания Сарасвати, а в праздник дивали (октябрь—ноябрь) — богиню богатства и красоты Лакшми. В Бенгалии в день дивали состоится праздник в честь черной богини Кали, а на следующий вечер происходит веселый обряд погребения ее изображений в ближайшем водоеме

Туризм, отдых, путешествия, полезные сайты:

СПА отели, СПА процедуры, СПА центры Spadelux.ru
История Москвы, москвоведение Moscowmsk.ru
История СПб, петербурговедение Peterlife.ru
Политика, политики, политология Politicwar.ru
Занимательная география World-Tours.ru


просмотров: 974
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
China Chinese Porcelain calligraphy Teapot 20th century 108mm tall

$29.95 (0 Bids)
End Date: Tuesday Aug-21-2018 19:24:50 PDT
|
ANTIQUE 19th c. Chinese Green Crackle Glaze Rice Wine Water Jug Vessel Jar Loops

$68.00
End Date: Thursday Sep-13-2018 7:45:45 PDT
Buy It Now for only: $68.00
|
Antique Pair of Chinese wooden Lacquer inlay hanging screen

$265.00
End Date: Thursday Sep-13-2018 17:48:56 PDT
Buy It Now for only: $265.00
|
ANTIQUE CHINESE CLOISONNE WATER PIPE

$9.99 (0 Bids)
End Date: Tuesday Aug-21-2018 17:55:45 PDT
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Морские круизы
Search Results from «Озон» Путеводители по странам
 
Лесли Чан Япония. Путеводитель
Япония. Путеводитель
Компактные и красочные путеводители издательства "Томас Кук" известны во всем мире. Они предлагают маршруты, полные красот и чудес, сопровождая их исчерпывающей информацией и дельными советами, позволяющими туристу самостоятельно знакомиться с историей, традициями и культурой разных стран, осматривать достопримечательности, ходить по магазинам, наслаждаться местной кухней, планировать свой досуг. Этот путеводитель знакомит с Японией.

Для широкого круга читателей....

Цена:
424 руб

Т. Яровинская Иерусалим. Путеводитель (+ карта)
Иерусалим. Путеводитель (+ карта)
Перед вами экспресс-гид по Иерусалиму. В нем содержится краткая информация о городе, советы, как лучше провести первый и второй дни, и 25 главных достопримечательностей. Также в книге вы найдете описания самых интересных мест каждого района города. Гуляйте, знакомьтесь, восхищайтесь уникальным Иерусалимом и получайте нужную информацию в режиме нон-стоп!
К изданию прилагается подробная карта города....

Цена:
259 руб

Е. Яковлева Путешествуй с удовольствием. Том 4. Израиль
Путешествуй с удовольствием. Том 4. Израиль
Израиль - уникальная страна, расположенная на Ближнем Востоке, у восточного побережья Средиземного моря. Неподдельное восхищение испытает каждый, кто посетит великий город Иерусалим, являющийся центром нескольких мировых религий. Крупные курорты - Тель-Авив, Кейсария, Хайфа, Эйлат и другие - радушно принимают туристов со всего мира....

Цена:
126 руб

Джаред Любарски Токио. Путеводитель
Токио. Путеводитель
Путеводители всемирно известной компании "Берлиц" ценятся за качество точность и простоту. Насыщенные информацией, снабженные цветовым кодом для быстрого поиска, они дают всестороннее описание истории, культуры и традиций разных стран, позволяют самостоятельно исследовать достопримечательности, совершать покупки и знакомиться с местной кухней. Непрерывная череда интересных мест и удивительных открытий сделает ваше путешествие с этим путеводителем по Токио ярким и незабываемым.

Для широкого крута читателей....

Цена:
296 руб

Григорий Гольденцвайг Сингапур. Путеводитель "Афиши"
Сингапур. Путеводитель "Афиши"
Путеводители "Афиши" по городам мира - новая серия отечественных непереводных путеводителей - издаются с 2000 года.
Авторы путеводителей "Афиши" либо постоянно живут в городе, о котором пишут, либо часто бывают в нем и поэтому могут говорить с позиции любящего свой город жителя.
Путеводители "Афиши" рассказывают обо всем самом важном и интересном, что происходило в городах с момента их основания и до сегодняшнего дня: от осуществления грандиозных архитектурных проектов до введения нового расписания ночных автобусов.
В каждом путеводителе "Афиши" подробно описаны не только основные туристические маршруты, но и самые примечательные точки городской жизни: рестораны, клубы, театры, магазины. Тщательно проверенная практическая информация помогает найти ответы на все вопросы о поездке - начиная с того, когда стоит ехать, где жить и сколько взять с собой денег, и заканчивая тем, как разобраться в меню ресторана и где найти дежурную аптеку....

Цена:
659 руб

Марина Воробьева, Дмитрий Кимельфельд, Михаил Магрилов Семь дорог. Путеводитель по Иерусалиму
Семь дорог. Путеводитель по Иерусалиму
Путеводитель по Иерусалиму, составленный по принципу "фотоориентирования" и призванный помочь вам пройти по основным маршрутам исторического Иерусалима, познакомиться с этим непростым для туриста городом, не потеряться и не заблудиться в его улочках, понять и полюбить его....

Цена:
206 руб

 Малайзия и Сингапур. Путеводитель
Малайзия и Сингапур. Путеводитель
Малайзия и Сингапур крайне привлекательны для туристов и предлагают развлечения на любой вкус. Национальные парки Малайзии с их прекрасными ландшафтами и необычными животными как магнитом притягивают любителей природы, в то время как дайверы горят желанием изучить местные морские глубины. Основные города региона, в особенности Сингапур и Куала-Лумпур, предлагают посмотреть на памятники истории, стать свидетелями различных культурных мероприятий, купить произведения местных ремесленников и насладиться традиционной малайской, китайской и индийской кухней.
В этой книге вас ждут: джунгли, покупки, дайвинг, пляжи, храмы, праздники, рестораны, природа, курорты и архитектура....

Цена:
1219 руб

Самарканд
Самарканд
Города, подобно людям, имеют свое неповторимое лицо, свое сердце, свои характер, свою жизнь. Но есть города, многовековая история которых олицетворяет историю целых народов и государств, отражая на своих страницах, словно в огромном волшебном зеркале, путь, пройденный многими и многими поколениями.
Таков и Самарканд - один из древнейших городов мира.
Данное издание - красочный путеводитель по городу. Исторический очерк от древности до дней, когда была издана книга....

Цена:
299 руб

Гарбузова Александра Сергеевна Абхазия
Абхазия
Перед вами обновленный экспресс-гид по Абхазии. В нем содержится краткая информация о стране, советы, как лучше провести первую и вторую недели, и 25 главных достопримечательностей. Яркие фотографии, интересные факты и много полезной информации. Легкий, компактный, очень удобно брать с собой. Карта страны, подробные карты для прогулок и карта транспорта прилагаются!...

Цена:
292 руб

Губерман И, Окунь А По Израилю с Игорем Губерманом и Александром Окунем. Авторский путеводитель
По Израилю с Игорем Губерманом и Александром Окунем. Авторский путеводитель
Знаменитый автор "гариков" Игорь Губерман и художник Александр Окунь предлагают читателю совершить увлекательное путешествие по истории, географии, памятникам природы, культуры и религии, а также курортам, отелям, ресторанам, винарням и прочим интересным местам Израиля. Вы сможете глазами авторов, знающих и любящих свою страну, словно бы изнутри увидеть эту замечательную землю, на которой пересекаются оси исторических бед и вселенского величия. И если вы испытываете интерес к древней земле пророков, вы без сомнения сможете почерпнуть из этой книги немало познавательных, удивительных, полезных, забавных и поучительных сведений....

Цена:
313 руб

Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.

2013 Copyright © AsiaRoad.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика