Азия
Индийские племена, традиции, обычаи, Индия

Индия

Социум - Народонаселение Индии

Индия — многоликая страна, полная тайн и чудес, обладающая колоссальным и неисчерпаемым культурным наследием. Новейшие, самые современные достижения науки уживаются здесь с древнейшими философскими и мистическими представлениями. Это страна разительных контрастов, в которой крупные города, атомные электростанции и другие приметы стремительного развития соседствуют с крохотными деревушками и более того - с примитивными племенными сообществами.

 

Действительно, Индия по сути своей — это переплетение и взаимопроникновение различных культур и религий, где основной ценностью является сам индийский народ. В наш век стремительных перемен, сложной технологии, широкого развития средств массовой коммуникации, ведущих к активизации культурных контактов и в силу того, что люди получают доступ к различным системам ценностей, — к изменению традиционного образа жизни, люди Индии словно бы символизируют остановившееся время. В них слились воедино историческое прошлое и сегодняшнее изолированное, примитивное существование. И возможно, богатейшая культура индийских народов является одним из ценнейших сокровищ Индии.

 

Индийские племена: сохранение традиций и обычаев

Индия — многоликая страна, полная тайн и чудес, обладающая колоссальным и неисчерпаемым культурным наследием. Новейшие, самые современные достижения науки уживаются здесь с древнейшими философскими и мистическими представлениями. Это страна разительных контрастов, в которой крупные города, атомные электростанции и другие приметы стремительного развития соседствуют с крохотными деревушками и более того - с примитивными племенными сообществами.

 

Действительно, Индия по сути своей — это переплетение и взаимопроникновение различных культур и религий, где основной ценностью является сам индийский народ. В наш век стремительных перемен, сложной технологии, широкого развития средств массовой коммуникации, ведущих к активизации культурных контактов и в силу того, что люди получают доступ к различным системам ценностей, — к изменению традиционного образа жизни, племена Индии словно бы символизируют остановившееся время. В них слились воедино историческое прошлое и сегодняшнее изолированное, примитивное существование. И возможно, богатейшая культура индийских племен является одним из ценнейших сокровищ Индии.

 

Ветры перемен несут с собой не только идеи обновления и созидания, но чреваты также разрушением и упадком культуры. Традиции прошлого, мудрость минувших веков, проверенные временем достижения мыслителей прошлого - все это ныне находится под угрозой уничтожения Могучие волны перемен грозят захлестнуть самобытные культуры и смыть их, не оставив и следа. А если исчезнут примитивные культуры, то вместе с ними исчезнет и то зеркало, которое другие цивилизации все еще подносят к нашему лицу, чтобы узнать и изучить собственное отражение

 

Часто утверждается, что заимствование культурных ценностей во всем мире идет в направлении от более развитых цивилизаций к примитивным сообществам. Но мы почти не отдаем себе отчета в том, что культурное заимствование идет и в обратном направлении. Искусства и ремесла племен, их язык, религиозные воззрения и верования оказали огромное влияние на развитие Индии в прошлом и играют важную роль в сегодняшней культурной жизни страны. Такие ценные общечеловеческие качества, как честность, нравственная чистота, искренность, уважение к своей культуре, чувство собственного достоинства, присущи представителям различных племен сегодняшней Индии Именно благодаря им племена оказываются способными справиться — и весьма успешно — с многими проблемами человеческого бытия. И уже хотя бы в этом смысле племенной образ жизни является чемто большим, чем просто экзотическая диковинка, поскольку то, как племена решают многие вопросы в традициях своей культуры, может быть вполне приемлемым и доя современного общества, хотя, вероятно, с необходимыми модификациями.

 

Следует, однако, иметь в виду, что племенной образ жизни далеко не во всех отношениях идеален. Низкий уровень развития делает племена недостаточно подготовленными к борьбе с голодом и бедностью. С другой стороны, социальная система племенных сообществ ставит сотрудничество выше конкуренции, больше ценит простоту, равенство, чувство причастности к племени и тождества человека со всем племенем. Эти качества приводят к росту чувства собственного достоинства и удовлетворенности жизнью. Поскольку блага научно-технической революции миновали племена, они вместе с тем свободны и от гибельных ее последствий, таких, например, как разочарование и утрата надежд, что повсеместно свойственно развитым народам. Однако, словно бы в насмешку, у многих представителей племен Индии стремление к переменам становится все более и более очевидным, и создается впечатление, что не они сами, а сторонние наблюдатели заинтересованы в сохранении их культурных традиций. Многие же представители племен стремятся как можно скорее преодолеть собственную отсталость, отказавшись от своего традиционного уклада жизни и культуры.

 

Что же стоит за понятием племенной образ жизни? Многое, определенный уровень экономического развития, упор на родственные связи как принцип организации, малочисленность и так далее. Однако при этом под племенами в Индии понимаются сообщества самых разнообразных типов. В Индии около 25 миллионов представителей племен. в это число входят собиратели и охотники, такие, как андаманцы и кадары Кочина, скотоводы, как тода, и разнообразные земледельческие сообщества, от племен группы нага, применяющих подсечно-огневой способ обработки земли, до санта-лов, использующих при обработке полей плуг. В прежние времена племена в целом были более изолированы как географически, так и в культурном отношении, но сейчас положение изменилось.

 

С точки зрения географии расселения племена Индии могут быть разделены на три группы, народы северо-восточного, центрального и южного ареалов. В первую группу входят племена лепча, дафла, микир, нага, кхаси, гаро и др. В центральном регионе проживают санталы, ораоны, хо, джу-анги, гонды, байга и бхилы. К племенам южной Индии относятся ченчу, тода, кадары, бадага и другие.

 

В северо-восточной Индии (штаты и союзные территории Мегхалая, Аруначал-Прадеш, Сикким, Нагаленд, Манипур, Трипура и Мизорам) проживают главным образом народы монголе идной расы. Этот ареал и населяющие его народы обладают своими ярко выраженными отличиями в географическом, культурном и антропологическом отношениях.

 

Племена, населяющие штат Мегхалая, к примеру, принадлежат к группе мон-кхмер австроазиатской семьи. Это люди со светлой кожей, изначальное место их обитания — южный Китай. Другая значительная группа племенных народов — тибето-гималайская группа бодо, представители которой проживают по берегам реки Брахмапутры. Эта группа включает в себя все восточные пригималай-ские племена, такие, как дафла, мири, мишми и др. У представителей этих племен смуглая до темной кожа и типичные монголоидные черты. Некоторые из этих народов имели контакты с равнинным населением и переняли многие черты образа жизни индусского общества, но в большинстве они сохранили свой особенный уклад. В штате Манипур проживают народы куки и нага, причем последние ведут происхождение из юго-западного Китая. В антропологическом отношении они обладают ярко выраженными особенностями и имеют разрез глаз, типичный для представителей монголоидной расы.

 

Большинство горных племен в северо-восточном ареале земледельцы, возделывающие поля по дссчно-огневым способом. Значительная часть племенного населения исповедует христианство и владеет английским языком, что является результатом активной миссионерской деятельности в этом регионе. Относительная изолированность населения региона не стала препятствием для его развития. В том, что касается грамотности и уровня жизни, племена северо-восточной Индии опережают другие племена страны. Это экономически независимая группа населения с развитым чувством национального самосознания. Труднодоступность стала в значительной степени стимулом для их развития по своему особому пути, вне общего течения культурной жизни Индии. После завоевания независимости правительство Индии в своей административной политике стремилось учитывать интересы племен, с тем чтобы обеспечить подъем и консолидацию этих национальных групп. Особое внимание правительство уделяет сохранению и развитию их культурных традиций.

 

Процессы культурных контактов и перемены, происходящие в сегодняшней жизни племенных групп населения Индии, ставят ряд актуальных и трудноразрешимых проблем. Культурная ассимиляция, когда в результате контакта культура сообщества, занимающего подчиненное положение, круто меняется под воздействием культуры более сильного сообщества, — повод для серьезного беспокойства. Река современной индийской культуры грозит затопить и заболотить племенной уклад жизни. Потеря племенной культуры — это потеря исторического прошлого, уникального настоящего и, возможно, золотых идеалов завтрашнего дня.

 

Постороннему наблюдателю трудно понять и оценить все разнообразные проблемы, возникающие в связи с происходящими переменами и разрушением старого уклада жизни. Это проблемы научно-технического характера, социальные, а также психологические — могут ли племена приспособиться к изменяющемуся укладу жизни. Существуют два диаметрально противоположных подхода к решению этих проблем: либо пытаться полностью сохранить статус-кво, неизменность племенного уклада, либо широко открыть шлюзы с целью достижения столь вожделенного культурного единообразия как средства национальной консолидации. Первый подход лишь откладывает конечное неизбежное столкновение различных укладов жизни и ослабляет способность и желание племенных народов воспринять — а рано или поздно им это придется сделать — принципы и ценности других культур. Второй подход, однако, также имеет свои недостатки, поскольку в результате может оказаться целиком, полностью и навсегда утраченным многоцветье ковра общеиндийской культуры, в том числе прекраснейшие из составляющих его узоров. В связи с этим и встает проблема выбора что лучше — сделать слишком много или слишком мало.

 

Некоторые утверждают, что пусть лучше перемены совершаются сами собой, без постороннего вмешательства. Другие с пеной у рта возражают против этого и выступают за планомерное, сознательное управление процессом перемен со стороны государства.

 

В результате ускоренного развития науки и техники и широкого распространения средств массовой коммуникации все труднее и труднее становится сохранить изолированное положение культур и их разнообразие. Индустриальная культура стремится к унификации, и — поскольку перемены так или иначе неизбежны — управляемый процесс изменения, выводящий племена на путь социального и экономического развития, с тем чтобы они также могли получить доступ к достижениям передовой технологии и научного знания, представляется наиболее разумным. Перемены, однако, сколь бы желанными они ни были, не должны приводить к слишком резкому разрыву с прошлым, тем более отрывать племенное население полностью от его культурной почвы, лишать его корней. Изменение характера народа и его образа жизни — это сложная операция, затрагивающая самые различные аспекты. Социальная ориентация, экономический уклад, религиозное мировоззрение - все это должно одновременно и самым кардинальным образом приспособиться к происходящим изменениям. Если какая-либо из опор культуры окажется уничтоженной без достаточной компенсации, то это отрицательно скажется на культурной и социальной надстройке. Так, если в результате контакта культур будет доказана несостоятельность и нерациональность того или иного аспекта племенной культуры, например системы табу, поклонения духам предков, тогда члены племен могут утратить уверенность в эффективности и ценности своих верований и обычаев. И если не будет найдена достаточно адекватная замена, неизбежны потери в культурной и социальной сферах. Поскольку культура представляет собой единое и нерасторжимое целое, нанесение ущерба одному из ее аспектов приводит к потерям и в других взаимосвязанных сферах, и все это сказывается отрицательным образом — и часто весьма существенно — на жизнеспособности культуры.

 

Существуют три возможных пути решения проблемы изменения племенных культур. Первый заключается в том, чтобы просто оставить их в покое и предоставить возможность развиваться по своим традиционным законам в относительной изоляции, сведя к минимуму действие фактора контакта. Но это, как уже неоднократно доказывалось, может привести к культурному застою и сохранению племенных культур лишь в качестве музейных экспонатов.

 

Второй возможный путь - ассимиляция культур. Ее целью является скорейшее вовлечение племенных групп в общий поток культурной жизни Индии. Неизбежным следствием этого явится отказ от прежней системы ценностей. Но у племенных сообществ на этот счет может оказаться собственное мнение, они могут согласиться, но могут и не согласиться на то, что сторонникам ассимиляции представляется логичным и наиболее эффективным способом решения проблемы. Племена могут предпочесть свои собственные традиционные пути развития и уклад жизни.

 

Интеграция, третий путь, представляется наилучшим способом решения проблемы, поскольку она предполагает признание за племенной культурой права на собственную неповторимость, признание ее ценности и значимости для общеиндийской культуры, которая, таким образом, предстает как единство в многообразии. Взаимодействие различных укладов жизни обогащает картину культурной жизни в целом. Таким образом, индийская культура в идеале представляется результатом синтеза различных элементов, традиционных и современных, племенных и неплеменных, и каждый элемент добавляет что-то свое в общую картину.

 

В последнее время более заметными стали усилия правительственных институтов, направленные на систематическое, планомерное изменение племенных сообществ. При этом ставится задача свести к минимуму ущерб, наносимый ковру общеиндийской культуры, и в то же время сделать все необходимое для подъема жизни племен на современный уровень и для развития их самосознания. Эти меры в значительной степени увенчались успехом, но многое еще предстоит сделать.

 

В ходе этого процесса отчетливо проявились две тенденции — традиционная и современная. Первая, которую можно обозначить как санскритизация, заключается в том, что на племена оказывает влияние местное индусское население: племена начинают копировать идеи, ценности и образ жизни своих более сильных соседей, в частности принимают деление общества на касты. Так, племена тхару и кхаса в пригималайских районах, бхумидж в Западной Бенгалии и радж-гонды в Мадхья-Прадеш испытали на себе влияние индусской касты воинов — кшатриев — и сами стали называть себя кшатриями. Некоторые группы, например баурия в Бенгалии, даже стали претендовать на брахмин-ский статус в индусской кастовой системе. Племена махали из Миднапура в большой мере подверглись ассимиляции со стороны культуры индусского населения и переняли многие черты индусского кастового общества. Как уже упоминалось выше, христианское влияние — результат миссионерской деятельности — также явилось важным фактором, воздействовавшим на процесс изменения племенной культуры. Христиане племен составляют примерно 10—15% всего христианского населения Индии. Много христиан среди представителей племен мизо и кхаси в Ассаме, а также среди народностей кхария, мунда и ораон в Бихаре.

 

Таким образом, контакт с внешним миром привел к колоссальным переменам и сдвигам в культурной жизни этих племенных групп. Молодое поколение утрачивает знания, навыки и интерес к своим традиционным искусствам и ремеслам. В результате ткачество, гончарное ремесло, искусство плетения корзин выходят из употребления. Например, племена группы нага, прекрасные ткачи, создававшие изумительные, неповторимые, только для них характерные шали, пользующиеся большим спросом в Дели и других крупных городах, сами переходят к использованию синтетических тканей фабричного производства и забывают свое традиционное искусство. Разрушение среды обитания, привычной для племенных групп, хищнические рубки леса приводят к исчезновению особых видов тростника и бамбука, которые использовались для изготовления курительных трубок, корзин и т. п., вследствие чего это искусство попросту вымирает.

 

В то же время многие племенные сообщества, такие, как племена северо-восточных пограничных районов, например нага, мизо, апа-тани, приняли вызов, брошенный им изменяющимися условиями жизни в мире. Эти племена начали участвовать в торговле и бизнесе, растет их политическая активность и уровень политического сознания. Многие выходцы из среды племен играют ныне активную роль в местных правительствах, например в штатах Мегхалая и Нагаленд. Они осознают себя выразителями интересов племени и — несмотря на то, что многие из них являются христианами, — понимают необходимость возрождения племенных традиций как средства сохранения единства своего народа. Развитие коммерческой деятельности ведет к расслоению ранее однородных сообществ. Поскольку роль сельского хозяйства как основы экономики сообщества оказалась подорванной, в среде племен появляется прослойка торговцев и служащих, начинается формирование классов.

 

Племенная культура и мировоззрение — не просто экзотическая диковинка, представляющая лишь музейный интерес. Это живая, целостная культура. Племена воплощают идею высшей гармонии человека и природы, жизненная сила этих народов выдержала проверку на прочность временем. Этим сообществам часто приходилось жить в окружении врагов, они неоднократно подвергались гонениям. Их положение на границе огромной страны оставляло их беззащитными и уязвимыми для вражеских нападений. И если им удалось выжить и сохранить уникальность своей культуры, то только благодаря таким вечным и нетленным качествам, как оптимизм, жизнелюбие, чувство товарищества и взаимовыручки, уверенность в себе, гордость за свое наследие и единство племени. Все это давало силы выжить, в противном случае народ давно бы не выдержал. В самом деле, мы многому можем научиться у племен. Например, кхаси и гаро в горных районах — это матрилиней-ное сообщество, где право наследия осуществляется по материнской линии. Положение женщины в обществе здесь не такое, как на равнине. Даже в некоторых патриархальных горных племенах, таких, как нага, чакма и лепча, женщины пользуются равными правами с мужчинами. Женщинам там не приходится быть чересчур покорными или застенчивыми, они независимы и уверены в себе, берут на свои плечи значительную долю ответственности за организацию материальной и социальной стороны жизни своей семьи. Муж не может дурно обращаться со своей женой, поскольку она вольна в любой момент уйти от него.

 

Возрождение интереса к племенам вселяет надежду, что они смогут сохранить свою культуру и в то же время вольются в единую реку индийской культуры, с тем чтобы в результате взаимного обогащения и синтеза культур каждьтй народ смог впитать все лучшее и при этом не потерять своего лица и своих корней. Ведь очевидно, что каждая культура обладает собственными неповторимыми чертами, которые могут стать всеобщим достоянием. Единство в многообразии — вот суть индийской культуры, та сила, благодаря которой никогда не угаснет вечное пламя духа Индии.

 

Сельскиеобщины

Путешествие в глубь Индии приоткроет нам завесу в самую сущность этого государства. Именно здесь, в сельской местности, в глубинке, где находятся сердце, легкие и натруженные руки нашей страны, значимость технической оснащенности очевидна и для случайного проезжего. Поезда и автобусы — самые обычные из современных технических нововведений - становятся первыми средствами связи и установления равенства, смягчают жесткие рамки бесчеловечной социальной иерархии и приоткрывают перспективы на будущее.

 

И все же наука и техника, несмотря на желание глашатаев перемен и развития, не являются теми средствами, которые можно просто применить в надежде, что они сработают в силу своей современности. Выбор и использование технического оборудования являются жизненно важным делом, поэтому к этой проблеме в сельских районах следует подходить вдумчиво и всесторонне, учитывая, что понятие выбор включает в себя соответствующую технику, соображения материально-финансовых ограничений в плане техобслуживания и запчастей, а также занятости деревенского населения.

 

То же самое относится, только в более широком смысле, и к развитию науки и техники в Индии вообще, которое невозможно причислить к нейтральным процессам, действующим изолированно от геополитической действительности мира, где мы живем.

 

Необходимость соразмерить внедрение науки и техники с темпом жизни сельского населения была осознана недавно, в самом начале 70-х, когда стало ясно, что современные наука и техника, несмотря на многочисленные успехи, не в состоянии достаточным образом удовлетворить потребности бедноты и низов общества. С другой же стороны, не затихает полемика о том, что такое развитый и неразвитый мир, о причинах углубляющейся пропасти между передовым, развитым, и борющимися, развивающимися, сообществами; в целом все уже согласились, что неразвитость — это в значительной степени исторический результат прошлого, а также сохранения экономических и других отношений.

 

Столкновение этих двух мировоззрений рождает вывод, во многом расходящийся с установившейся концепций развития, восстанавливающей не внешнюю форму промышленной революции XVIII века, а ее основное содержание. Люди снова будут вовлечены в новью процесс, представляющий собой возврат к ремесленничеству, массовое участие в котором приведет к рождению нового научного сознания, темперамента, методов и, следовательно, развития. Процесс, который д-р Амулья Редди, бывший председатель секции по применению науки и техники в сельских районах (сокр. АСТРА от англ. ASTRA) Индийского института науки в Бангалоре, убежденно назвал демократизацией обновления.

 

В перспективе соответствующая техника представляет социальные и культурные аспекты нового (идей)... и ценность новой техники заключается не только в ее экономической жизнестойкости и технической надежности, но и в ее способности адаптироваться к локальной социально-культурной среде.

 

Несколько фраз из Заявления об общей озабоченности во Втором гражданском отчете о состоянии окружающей среды Центра по науке и окружающей среде Дели уточняют, что из этого следует: Это повлечет за собой развитие народной науки, гармонически соединяющей принципы традиционного знания с современной наукой и способной надежно удовлетворить сложные человеческие потребности... Это вовсе не означает, что Индии следует повернуться спиной к всемирному технологическом прогрессу. Однако выбор будет определяться ее творческой фантазией и изобретательностью. Нас не должны сбивать с пути чары современных механических поделок: надо жить собственным разумом, чтобы выбрать и привести наши технологические возможности в соответствие с реальными нуждами.

 

Для такой развивающейся страны, как Индия, наилучшей концепцией и практикой децентрализованной, опирающейся на деревню технологии, как раз и нужно привести в соответствие технологические возможности с реальными потребностями народа. Технократы оценивают пригодность техники по тому, подталкивает ли она к техническому развитию. Однако при этом важно учитывать два момента, которыми передовая, сосредоточенная в городе промышленность часто пренебрегает.

 

Первый заключается в сознательной отправной концепции, что окружающая среда является ресурсом и выживания, и будущего человечества. Сторонники технического соответствия, если они и не заявляют это со всей определенностью, убеждены, что живое существо в своей природной среде обитания образует часть экосистемы, локализованную сеть растений и животных, взаимодействующую с климатом и друг с другом с опознаваемых и продолжительных циклах.

 

Не менее важна вторая концепция сторонников соответствия. Она утверждает, что прогресс должен происходить изнутри общества, что опора на собственные силы и возможность нововведений из местных ресурсов являются тем солидным фундаментом, на основе которого может идти реальное и прочное развитие.

Справочник организаций, связанных с развитием сельской местности и соответствующей техники и технологии, составленный Центром по развитию сельской местности и соответствующей техники при Технологическом институте в Дели, насчитывает 5 09 учреждений из 24 штатов, центральных министерств и ведомств, зарубежных организаций и отраслей промышленности, вовлеченных в программы по развитию соответствующей техники и технологии.

 

Автор познакомился с тремя программами в различных частях страны, произвольно выбранными из десяти государственных и частных организаций. При этом не выбирались показательные программы — в сфере столь молодой и неопределенной, как надлежащая или соответствующая техника, это было бы невозможно. К тому же это было бы несправедливо по отношению к другим группам, работающим и ищущим в своих областях активно, но без шумихи.

 

Тем не менее они представляют собой три подхода, объединенных общими задачами и вместе с тем совершенно самостоят ельных.

Туризм, отдых, путешествия, полезные сайты:

СПА отели, СПА процедуры, СПА центры Spadelux.ru
История Москвы, москвоведение Moscowmsk.ru
История СПб, петербурговедение Peterlife.ru
Политика, политики, политология Politicwar.ru
Занимательная география World-Tours.ru


просмотров: 4317
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Classic Blue and White Dragon Porcelain Vase, Jingdezhen, China

$150.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Jun-30-2019 10:45:07 PDT
|
19th/20th hand carved solid jade scepter

$175.00
End Date: Saturday Jul-20-2019 21:16:40 PDT
Buy It Now for only: $175.00
|
Large Chinese Famille Verte Ginger Jar Floor Vase UW Orange Hunt Scene Horse 19"

$9.95 (1 Bid)
End Date: Thursday Jul-4-2019 8:23:13 PDT
|
Chinese Republic Period Famille Rose Porcelain Vase Figures Qianlong Mark

$9.95 (1 Bid)
End Date: Thursday Jul-4-2019 8:11:40 PDT
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Морские круизы
Search Results from «Озон» Путеводители по странам
Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.

2013 Copyright © AsiaRoad.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика